Елена Тарасова
Консультация для музыкальных руководителей «Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрально-игровая деятельность
как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель: Активировать творческие способности детей посредством музыкально – игровой театрализованной деятельности.
Задачи:
- Подобрать игры и наполнить ими предметно – развивающую среду;
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Накопить театрализованный и музыкальный опыт детей в процессе театрально – игровой деятельности.
- Развить у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать.
Театрализованные игры помогут решить многие педагогические цели и задачи, которые способствуют развитию музыкальных и творческих способностей детей, формированию выразительности и правильности разговорной речи, расширяет коммуникативный потенциал в личности ребёнка в целом.
Наша задача - помочь создать в детском коллективе атмосферы свободного выражения чувств и мыслей, развивать фантазию детей, стараться по максимуму реализовать их способности и таланты.
Театрализованная игра — источник развития чувствительности у детей, она развивает их эмоциональную сферу, сопереживание разыгрываемым событиям, способности узнавать настроение человека по его мимике, интонации, жестам, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.
При возникновении эмоционального отклика на произведение дети непринуждённо овладевают этими средствами выразительности. И в этом им поможет активное использование разнообразных театральных игр.
Тематическое содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждом литературном сочинении. Это дружба и отзывчивость, доброта, честность и смелость. С радостью, перевоплощаясь в любимый образ, ребёнок добровольно принимает свойственные ему черты.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Классификация театрализованных игр:
Кукольный театр кроме развлечения увлекательность игры раскрепощает ребенка, придаёт уверенности в себе. В творческом процессе кукольного театра осваиваются практические навыки игры с куклами. Дети знакомятся с разнообразными образами с помощью общения, музыки, красок изобразительного искусства.
Дети, включившись в игру, могут выполнять просьбы кукол, отвечать на их вопросы, давать советы, петь вместе с ними, танцевать и читать стихи.
Театрализованные игры для дошколят разделим на две основные группы:
Режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом в игре, но играет роль игрушечного персонажа, изображая его интонацией и мимикой, например, в настольном, теневом театре, в театре на фланелеграфе.
В играх- драматизациях ребенок играет самостоятельно и применяет свои выразительные средства, действия как маленький артист, основанные на интонации, мимики, используя персонажи.
• В Настольном театре игрушек могут использоваться самые разнообразные игрушки и поделки, которые должны быть устойчивыми и не создавать помех при передвижении.
• В Настольном театре картинок действия ограничены, так как персонажи и декорации — картинки. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи могут появляться по ходу действия и вызывать интерес у детей.
• Смену динамики, последовательность событий можно изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций в Стенде-книжке. Переворачивая листы стенда - книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи. Ребёнок может по картинкам пересказать знакомую сказку, может по фотографиям, снятым на утреннике, рассказать ход праздничного представления своим друзьям.
• Игровую разнообразность внесёт и Фланелеграф. Персонажи в виде картинок выставляются на экран, удерживаемые фланелью, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
• В Игры-драматизации с пальчиками, ребенок надевает атрибуты на пальцы. Он «играет» роль за персонажа, изображение которого находится на пальцах руки. По ходу разворачивания сюжета ребёнок или взрослый «артист» действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Действие можно изображать находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
• В играх - драматизациях с куклами бибабо, надеваемыми на пальцы, участники игры стоят за ширмой и выше ширмы показывают своё представление. Для самостоятельного изготовления таких кукол можно использовать старые игрушки.
Игры могут быть специально созданными, или могут быть импровизированными, с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Игры — драматизации в педагогике относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Классификация игр-драматизаций может быть весьма разнообразной. Это могут быть инсценирование потешек, песенок, сказок, небольших рассказиков.
В более старшем возрасте дети с удовольствием участвуют в драматическом спектакле, в постановке детской музыкальной сказки, в спектакле на хореографической основе, пантомиме, развлечении,театрализованном шоу.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру театральной игры, позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность и родителей в вопросах воспитания собственных детей. Этому могут способствовать расширение форм сотрудничества семьи и детского сада при проведении досугов, тематических вечеров, бесед и консультаций.
Педагог должен выбрать художественно ценное произведение с педагогической целесообразностью его использования, яркой образностью и выразительностью музыкальных, словесных, изобразительных интонаций. Принцип опоры – истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми.
Совершенствовать творческую деятельность детей в театрализованной игре помогут специфические методы,такие как :
• метод моделирования ситуаций, предполагаемый создание вместе с детьми сюжетов ситуаций - моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности;
• метод творческой беседы;
• метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка для создания нового собственного образа.
Общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (когда воспитатель показывает варианты способов действия) и косвенные (когда воспитатель предлагает ребенку самостоятельно действовать) приемы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Весенние праздники игры и забавы для детей».
И. П. Равчеева «Организация, проведение и формы музыкальных игр»
Т. Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада»
Е. Макшанцева «Скворушка» - сборник музыкально – речевых игр для дошкольного возраста.
Редактор Г. М. Ларина «Весёлая ярмарка» - сборник сценариев нетрадиционных праздников для дошкольного возраста.
А. В. Щемененко «Топотушки – хлопотушки» - ритмика и вокальное воспитание для детей.
Музыкально – речевая игра
«Как у бабушки Настюшки».
Как у бабушки Настюшки – руки сложены полочкой, движения покачивающие.
Ели вкусную капустку- соединили ладони перед собой, показывая тарелочку, справа и слева всем стоящим.
А капусточка хрустит – кисти сжимают в кулачки-4р.
Улучшает аппетит. – поглаживают животики право1 рукой по часовой стрелке.
С хлебом- «отламывают» правой рукой
С маслом – левой рукой «поливают маслом хлеб»
И морковкой– «трут на тёрке» -2р
С чесночком, лучком - «крошат на дощечке ножичком»
Мы ловко – «высыпают в тарелку с дощечки, помогая ножом»
Взяли ложки мы большие – «размешали капусту в тарелке»
Всё до крошки осушили. – «имитируют еду»
Вкусная капустка - «показали тарелочку»
У бабушки Настюшки. – руки полочкой покачивают.
Игра, способствующая начальной ориентировке в творческой
деятельности.
Игра «Звукоимитация».
Ц е л ь: развить умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.
О п и с а н и е и г р ы. Детям предлагается поиграть в превращения. Участники игры выстраиваются в ряд или круг. Педагог проходит перед ними, указывая на каждого рукой и называя: котёнок, утёнок, поросёнок. Игрокам нужно запомнить, какой персонаж им достался, и определить, каким голосом говорят персонажи.
Ситуации могут быть различными:
- детёныши потерялись;
- детёныши удивились находке;
- Детёныши радуются встречи с мамой, и т. д.
Например, ситуация первая: «Детёныши потерялись».
Дети расходятся по залу в разных направлениях (под лёгкую музыку). Затем по знаку педагога мяукая, крякая, хрюкая с соответствующим настроением, ищут своих товарищей по команде. Задача – как можно скорее собраться «поросятам», «утятам», «котятам». При этом переговариваться обыкновенными словами нельзя. Игроки должны найти друг друга, издавая только звукоподражание нужным тоном, соответствующим ситуации. Побеждает та команда,которая быстрее сумеет быстрей найти своих собратьев.
Игры, способствующие освоению творческих действий.
Игра «Перекличка»
Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении, закреплять исполнительские навыки.
Описание игры.
Педагог предлагает детям «погулять по лесу». Дети могут двигаться в любом направлении, «собирать грибы», «наблюдать за птицами», радоваться интересной находке2 и т. д. На призыв педагога, напеваемый им произвольный мотив, дети дают ответ: где они и чем занимаются. Вокальные фразы ребят тоже произвольны.
П е д а г о г. Костя, ну где ты, что делаешь?
Р е б ё н о к. Я около дуба собираю жёлуди.
П е д а г о г. Ау, Лена, где ты?
Я на лесной полянке и т. д.
При повторении игры роль водящего, перекликающегося с игроками может взять на себя любой из детей.
Игра «Мини –рассказы»
Цели:Помогать детям создавать песенные импровизации,соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.
Описание игры.
Педагог рассказывает историю. Задача детей – в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:
а) Наступило утро, пропел радостно петушок - …. Часы пробили шесть часов -…. Стало слышно,как пастух заиграл на рожке, созывая стадо, - … .
Коровы начали собираться и довольно замычали - … .
б) Дети собрались идти на день рожденья к другу. Они бегом спустились по лестнице- … и пешком пошли по улице - …. Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.
Игра, рассчитанная на самостоятельные действия детей. Использование продуктов творчества, способов творческих действий в других образовательных областях.
Игра «Волшебная поляна».
Цель: Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания песенных импровизаций.
Описание игры:
Педагог вспоминает с детьми о том, как можно летом побегать по мягкой травке, позагорать, искупаться, погулять на лесной полянке,где растёт много разных цветов. Затем предлагает превратиться в цветок (каждый участник выбирает свой цветок) и сочинить песенки – представления. Например:
Я – ромашка,
Белая рубашка.
Песенки не обязательно исполнять в стихотворной форме. Это можно сделать и так:
Я – звонкий колокольчик:
Динь – динь – динь!
Выбрав для себя роль какого – либо цветка, игроки берутся за руки и идут по кругу со словами:
Собирайся народ
В наш цветочный хоровод!
Затем дети останавливаются. Водящий,который стоит в центре круга, говорит:
Я цветочки собираю,
А названий их не знаю.
Затем он показывает рукой на нескольких участников (по очереди). Те исполняют каждый свою – песенку представление. Игра повторяется со сменой водящего.