Светлана Сыропятова
Опыт использования игрового материала на занятиях математики
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу рассказать вам о своем опыте использования игрового материала на занятиях математики.
Изучение математики увеличивает объем памяти и внимания, развивает мышление, не зря математику называют Царицей наук. Очень часто можно услышать, что математика – это скучно и трудно. Поэтому я задалась целью показать детям, что математика – это совсем нетрудно, это весело и интересно. Для этого я подобрала дидактические пособия и игры, которые помогут подружиться с математикой. На занятиях я предлагаю ребятам поиграть! Разве ребенок откажется от игры? Ребята даже не понимают, что сейчас они занимаются математикой, они играют!
Я подобрала пособия и игры, которые можно использовать на занятиях по математике или для индивидуальной работы с ребенком, эти игры можно рекомендовать родителям для игры дома.
Прежде, чем начинать занятия по математике, я изучаю эмоциональное состояние ребенка. Для этого использую 5 домиков:
1. Сказочный домик (изображены персонажи сказок и мультфильмов)
2. Игровой домик (изображены игрушки)
3. Творческий домик (изображены карандаши и кисти)
4. Математический домик (изображены цифры и знаки)
5. Грамматический домик (изображены буквы)
Я спрашиваю у ребенка – в какой домик он хочет зайти? Какой ему больше нравится? В какой не хочется заходить? Почему?
Этот тест помогает определить предпочтения ребенка, его интересы. Становится понятно, кто тянется к математике, а кто нет.
Конечно, чаще всего дети заходят в игровой и сказочные домики. Значит, наша задача привить интерес к математике через сказки и игры. Ведь в сказках и математика сказочная. В сказках всегда есть волшебная история и эта история чему-то учит.
Возьмем, например, сказку «Колобок». На примере этой самой простой сказки можно учить и порядковые числа – первый, второй (Кого встретил Колобок первым? Вторым? И т. д) Или сложение. Например, Колобок встретил Зайца и Волка. Сколько животных стало? И т. д
Любую сказку можно наполнить математическим содержанием. И подобрать к ней дидактические игры.
И сегодня я предлагаю вам, дорогие коллеги, стать на некоторое время детьми и поиграть со мной.
Я открываю свой Волшебный сундучок с играми.
1. Игра «Цветные шарики»
Из сундука достается несколько баночек с пушистыми шариками. Нужно посчитать их количество и встать в тот обруч, где лежит нужная цифра.
С этими шариками также очень наглядно можно показать состав числа
Например, цифра 5.
Выложи 5 желтых шариков
Теперь возьми 4 желтых шарика и один синий. Посчитай. Тоже 5? Видишь число 5 может состоять из 1 и 4. И так далее
2. Вылепи цифру
Я загадаю загадки, а ответ вы вылепите из пластилина
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок. (0)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра (7)
3. Игра с песком
Отгадай загадку, а ответ нарисуйте пальчиком на песке. Эту игру можно проводить на прогулке. Нарисуй ответ на песке, палочкой на земле, на снегу.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
4. Игра «Живые числа»
Эту игру можно использовать как физкультминутку
Каждый ребенок берет цифру. Играет музыка, все танцуют. Как музыка остановилась, нужно построиться по порядку или в обратном порядке.
5. Игра «Кошечки»
На каждой кошечке есть цифра
Варианты игры
-Разложить по порядку, в обратном порядке
-Найти соседей
-Реши пример
Вот такие игры я использую для обучения математики. Надеюсь, что вы возьмете что-либо для своей работы.