Смолич Ирина
Конспект мастер-класса «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников.
Задачи:
– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
Публикация «Конспект мастер-класса „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.
Актуальность: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательская деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения
Участники мастер-класса : педагоги МБДОУ №211.
Ход мастер-класса :
Теоретическая часть
Свое выступление я хочу начать с высказывания китайских философов «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.
Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Я твердо уверена, что вторым по значимости ведущим видом деятельности (какой первый? - игра) является детское экспериментирование. Опыт моей работы и коллег показывает, что элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.
Дети с удовольствием обследуют песок и глину, воздух и воду, соль познавая их свойства; растения на участке, птиц, насекомых; ловят ветерок, запускают самолетики; превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную.
Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными.
Итак, первое с чего начинается исследовательская деятельность - это создание условий, т. е. предметно-развивающая среда и ее наполняемость. Задача педагога или родителя, а ещё лучше тандема педагог-родитель отобрать те предметы, которыми надо заполнить уголок экспериментирования.
Чем же можно наполнить эти уголки? приборы для постановки опытов
- увеличительное стекло;
-колбочки;
-камни, песок, глина, грунт
-разная тара для опытов (не стеклянная)
-деревянные, пластмассовые, железные предметы;
-трубочки для коктейля;
-коллекция природных материалов (шишки, каштаны,желуди)
-емкости для воды;
-весы;
-вата;
-губки;
-магниты;
-зеркала для игр с солнечным зайчиком
- мыльные пузыри;
-игрушки из разного материала, кусочки ткани;
-тематические альбомы.
-игрушка обязательна! В младшем возрасте проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя (зайчик –любознайчик, утенок-удивленок, медвежонок-почемучка)
Создали условия. Следующий этап работы?
Планирование деятельности.
При планировании учитываем следующие факторы:
- ознакомление с объектами неживой природы (воздух, вода, песок) должно базироваться на живом интересе и только в игровой форме;
- занятия с постановкой опытов можно проводить и в 1 и во 2 половине дня.
- обязательно подключать к работе родителей, раздавая им технологические карты или карточки с описанием опыта.
- в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.
Итак, вы определились с темой, провели предварительную работу (наблюдение, беседы).
1. Проблемная ситуация (в младшей группе от имени сказочного героя)
2. Постановка задачи.
3. Варианты решения
4. Выбор оборудования
5. Правила безопасности
6. Проведение эксперимента
7. Вывод это очень ответственный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. Думаю, что следует предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться своей радостью открытия.
8. Связь с жизнью.
Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Практическая часть
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.
Убирая скрепки после экспериментов Узнайка «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
«Как заставить апельсин опуститься на дно?»
Один апельсин опустим в миску с водой. — Что произошло с апельсином?
Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. — Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Очень надеюсь, что вам было интересно, познавательно, и вы сможете применить это в собственной педагогической практике.
Свое выступление я начала с высказывания китайских философов «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И я хочу сказать, что понимание—это опыт, который помогает ребёнку сформировать мировоззрение и стать активным и думающим взрослым.