Руденко Светлана Николаевна
Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский мастер-класс - как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста»
Практика направлена на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Задачи:
-развивать коммуникативную и социальную компетентность детей;
-формировать разные способы взаимодействия ребенка с окружающими людьми;
Публикация «Детский мастер-класс как новая культурная практика детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-формировать навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, желание вступать в контакт с окружающими;
-формировать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Натальи Борисовны Крыловой. С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста способы самостоятельной деятельности, а также апробация
новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики дошкольник активно осваивает в пространстве детского сада. Они неразрывно связаны с его интересами, потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения и «вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения- исследования.).
«Практика ребенка становится культурной, - подчеркивает Н. Б. Крылова, - когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм».
В нашей группе новой культурной практикой детей стал «детский мастер-класс» – это эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.
И так, нами было определено, что ребенок, который проводит мастер- класс, является — Мастером, а дети, которые принимают участие — Умельцами. Деятельность Ребенка - Мастера – это творческая деятельность, в процессе которой изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - он становится творческой личностью. В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, самостоятельно изготовленная игрушка из бросового материала, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования, лепке различных героев, то есть создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. И этим ребенок делится с другими детьми и взрослыми.
Мастер во время проведения мастер- класса надевает эмблему мастера.
Проведение Мастер - класса организуется в основном во второй половине дня.
У нас сложилась определенная структура детского «Мастер - класса» :
-Презентация темы мастер-класса с использованием ТСО (технические средства обучения) и устного рассказа;
-Представление результата собственного опыта Мастером
-Практическая часть (где непосредственно дети выполняют предложенные идеи)
-Презентация продуктов деятельности детей Умельцев
- Благодарность Мастеру, выражается в словах благодарности, в форме рефлексии, где дети свободно высказываются, что им понравилось, чему они научились новому, что было тяжело выполнить
Совместно с детьми разработали правила организации детского мастер-класса :
1. Мастер-класс проводится по инициативе детей.
2. День мастер-класса обговариваются на групповом сборе.
3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления
4. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
5. Педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого мастер- класса, чтобы всем было удобно.
Совместно с детьми мы разработали правила для участвующих детей - умельцев в мастер-классе :
-Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.
-Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.
-Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
-Вопросы задаём вежливо.
-Не стесняемся задавать вопросы.
- Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
-Благодарим Мастера за представленный опыт.
Данную технологию мы используем с сентября 2019г. Работу осуществляем при тесном взаимодействии с родителями, так как только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса.
В ходе подготовки и проведения мастер – класса мы создаем определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений».
Таким образом, Ребенок-мастер приобретает опыт публичных выступлений, формирует коммуникативные навыки, формирует ответственность, развивает инициативу. Ребенок получает возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером.
Дети-умельцы, овладевают новыми способами действий, приобретают опыт коллективной деятельности, формируют умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам, стимулирует самостоятельный поиск новых способов действий.
Родители получают возможность выполнять совместные действия с детьми, видят своего ребенка в новом свете, испытывают гордость за него.
А мы, педагоги, нашли новый способ поддержки детских инициатив, сплочения группы, возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей, посмотреть на своих воспитанников со стороны, возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности, так как она работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".
Для коллег других ДОУ готовы обеспечить консультационное сопровождение.