Надежда Солянова
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Публикация «Мастер-класс „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
Не все звуки у ребенка проявляются сразу, например
• Свистящие звуки, такие как С,З. Ц у ребенка проявляются к 3-4 годам;
• Шипящие Ш,Ж,Ч,Щ к 4-5 годам;
• Звуки Р и Л к 5-6годам;
А мы как воспитатели можем с вами до этого возраста можем при помощи арт. Гимнастики укрепить мышцы, помочь запомнить ребенку правильное положение языка и губ.
Артикуляционная гимнастика необходима для работы в комплексе с любыми речевыми нарушениями, полезна она и детям с нормативным произношением.
Логопед работает с детьми, а наша задача и задача родителей. закреплять эффект от занятий со специалистом.
СЛАЙ
Упражнения арт. гимнастики делятся на 2 вида
1) Статические (неподвижные) упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
2) Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Артикуляционная гимнастика имеет накопительный эффект. Поэтому ее нужно выполнять ежедневно. Воспитателю не стоит предлагать детям весь комплекс упражнений за один раз. Достаточно будет двух-трех, но правильно выполненных. Здесь нельзя гнаться за количеством. Главное – качество! Лучше сделать меньше, но правильно, чем сделать много и не получить желаемого эффекта.
Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой можно с любого возраста, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Как подобрать материал для гимнастики? Упражнения артикуляционной гимнастики подбирают под конкретное нарушение, например, если у ребенка нарушен звук [р, р*] будем использовать упражнения, где артикуляционный уклад языка будет за верхними зубами.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил. Нельзя заставлять ребенка заниматься.
Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
СЛАЙД
• Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
• Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
• В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
• Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
• Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
• Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
• Упражнения в комплексе даются от простого к сложному
• В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
• При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.
СЛАЙД
Детям двух лет можно делать самые простые артикуляционные упражнения.
«Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше, затем спрятать. Повторить несколько раз.
«Маятник», «Заборчик». «Варенье»
СЛАЙД Общие артикуляционные упражнения направлены
на отработку основных положений губ и языка, которые необходимы для четкого и правильного произношения всех звуков. К таким упражнениям относятся:
Удержание губ в улыбке. Старайтесь, улыбаться как можно шире, чтобы все зубки были видны
Вытягивание губ вперёд трубочкой
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки
Язык широкий
Язык узкий
Чередование положений языка: широкий-узкий
СЛАЙД Комплекс для развития мышц губ
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами ватную палочку, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
СЛАЙД Комплекс для развития мышц языка
«Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
«Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
«Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т. д.
«Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
«Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
«Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.
«Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
СЛАЙД Комплекс для развития мышц щек
«Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
«Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
«Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
«Буря». Выдувать мыльные пузыри
СЛАЙД Рассмотрим на примере и попробуем комплекс арт. гимнастики для звука [р, р*]. Почему именно этот звук выбрал? Звук проявляется к 5 годам, к этому времени мы можем с вами подготовить мышцы к звуку.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков
[р, р*]
1.«Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану и нисколько не устану.
2. «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3. «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
4. «Парус» Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 - 10 секунд (под счет от одного до десяти). Выполняем упражнение 2-3 раза.
5. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
Артикуляционная гимнастика в стихах
Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка.
Например: К упражнению «Маятник» :
Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
К упражнению «Варенье» :
Нашей Маше очень смело
На губу варенье село
. Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
К упражнению «Чистим зубки» :
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
К упражнению «Пароход» :
Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит наш пароход.