Приложение МААМ

Мастер-класс «Алгоритм разработки проектов в ДОО»

Ольга Александровна Седова
Мастер-класс «Алгоритм разработки проектов в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Алгоритм разработки проектов в ДОО»

Седова О. А., воспитатель

МБОУ «Детский сад 154» г. Рязани

2018

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Публикация «Мастер-класс „Алгоритм разработки проектов в ДОО“» размещена в разделах

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художниковиллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности. Он осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

• Комплексные блочно-тематические занятия;

Интеграция:

- частичная интеграция;

- полная интеграция;

• Метод проектов :

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Деятельность воспитателя по подготовке проекта

1. Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Этапы реализации проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются :

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

1. Исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- творческие: «Я и мама - друзья», «Любимые сказки»;

- групповые: «Космические путешественники», «Чтобы помнили»;

- индивидуальные: «Я на Олимпиаде в Сочи», «Опыты дома»;

- исследовательские: «Волшебница вода», «Мое здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Памятные места города Краснодара» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3. Формулирует задачу 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2. Приобщать детей к процессу познания;

3. Формировать различные представления;

4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1. Формирование эмоциональной заинтересованности;

2. Знакомство с предметами и действиями с ними;

3. Развитие мышления и воображения;

4. Речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

1. Осознание поставленной цели;

2. Овладение различными способами решения поставленных задач;

3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4. Поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности

Физическое развитие:

• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;

Социально-коммуникативное развитие:

• формирование способов общения через индивидуальные семейные проекты, например «Моя семья»;

Познавательное развитие:

• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповые проекты;

Художественно-эстетическое развитие:

• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

• овладение художественной деятельностью.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2. Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2. Потребности в создании собственной картины мира;

3. Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :

1. Выявить проблему;

2. Самостоятельно искать нужное решение;

3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4. Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

Социально-коммуникативное развитие:

• развитие самопознания и положительной самооценки;

• овладение способами внеситуативно-личностного общения;

• высокий уровень коммуникативной компетентности;

• осознание функций речи.

Физическое развитие:

• развитие осознанного отношения к своему здоровью;

• формирование потребности в здоровом образе жизни;

• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

Познавательное развитие:

• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Художественно-эстетическое развитие:

• углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

• овладение различными видами художественной деятельности;

• развитие способностей к эстетической оценке.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Публикации по теме:

Планирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группеПланирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группе Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе. Утро, прием детей, встреча с родителями. Индивидуальные беседы с каждым.

Алгоритм НОД «Моя Семья»Алгоритм НОД «Моя Семья» Алгоритм НОД "Моя Семья" /старшая группа/ Цель: продолжать знакомить детей с понятием "семья". Задачи: 1. Образовательная: Закрепить.

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является - метод проектов. Метод проектов.

Консультация «Алгоритм средового метода» Консультация на тему: Алгоритм средового методаЦели: расширять знания педагогов средового метода и технологии в построении образовательного.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП»Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.

Примерный алгоритм самоанализа НОД Самоанализ непрерывной образовательной деятельности – это общая оценка НОД, характеризующая решение поставленных целей и задач, их реализацию.

Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов»Семинар-тренинг «Грантовая поддержка социальных проектов» Доброго времени суток, дорогие друзья! Общаясь с коллегами вчера по поводу проектов, а самое главное про поводу финансирования проектов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Алгоритм разработки проектов в ДОО»
Опубликовано: 1 марта 2020 в 18:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Алгоритм разработки проектов в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Александровна Седова (УИ 2248131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД