Ольга Александровна Седова
Мастер-класс «Алгоритм разработки проектов в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Алгоритм разработки проектов в ДОО»
Седова О. А., воспитатель
МБОУ «Детский сад 154» г. Рязани
2018
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Публикация «Мастер-класс „Алгоритм разработки проектов в ДОО“» размещена в разделах
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художниковиллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности. Он осуществляется по следующим этапам:
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
• Комплексные блочно-тематические занятия;
• Интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция;
• Метод проектов :
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Деятельность воспитателя по подготовке проекта
1. Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Этапы реализации проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются :
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. Исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Я и мама - друзья», «Любимые сказки»;
- групповые: «Космические путешественники», «Чтобы помнили»;
- индивидуальные: «Я на Олимпиаде в Сочи», «Опыты дома»;
- исследовательские: «Волшебница вода», «Мое здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Памятные места города Краснодара» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
3. Формулирует задачу 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2. Приобщать детей к процессу познания;
3. Формировать различные представления;
4. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1. Формирование эмоциональной заинтересованности;
2. Знакомство с предметами и действиями с ними;
3. Развитие мышления и воображения;
4. Речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
1. Осознание поставленной цели;
2. Овладение различными способами решения поставленных задач;
3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4. Поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности
Физическое развитие:
• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;
Социально-коммуникативное развитие:
• формирование способов общения через индивидуальные семейные проекты, например «Моя семья»;
Познавательное развитие:
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповые проекты;
Художественно-эстетическое развитие:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью.
Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. Потребности в создании собственной картины мира;
3. Навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
1. Выявить проблему;
2. Самостоятельно искать нужное решение;
3. Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. Самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности
Социально-коммуникативное развитие:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи.
Физическое развитие:
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Познавательное развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Художественно-эстетическое развитие:
• углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
• овладение различными видами художественной деятельности;
• развитие способностей к эстетической оценке.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.