Елена Каракозова
Мастер-класс «Активные методы обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс “Активные методы обучения дошкольников”
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах занятия по развитию речи.
Задачи:
1. Познакомить участников с АМО.
2. Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент
Я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
–Пожелаем друг другу здоровья. Вежливость это не просто реклама, А наша жизнь!
Публикация «Мастер-класс „Активные методы обучения дошкольников“» размещена в разделах
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
– А теперь мы подарим вам свои ладошки и пожелаем всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
Нас ждет столько много нового и интересного.
Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от этой встречи?
На ладошке напишите свои ожидания. Отложите их в сторону, они нам понадобятся позже.
2. Работа над темой
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
Нередко педагог задумывается над тем, как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно в НОД или на любом другом мероприятии? Как гармонично внести игровые моменты в НОД? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу деятельности, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".
Что такое АМО?
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность ребенка.
АМО характеризуются высоким уровнем активности воспитанников.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения.
Разновидности АМО:
• Проблемные ситуации
• Обучение через деятельность
• Групповая и парная работа
• Драматизация, театрализация
• Творческая игра
• «Мозговой штурм»
• «Круглый стол»
• Дискуссия
• Метод проектов
• Игровое проектирование
•
Активные методы обучения – это обучение деятельностью
Какие же виды деятельности, мы знаем?
• Игровая
• Двигательная
• Коммуникативная
• Познавательно -исследовательская
• Восприятие художественной литературы и фольклора
• Трудовая
• Творческая
• Конструирование из различных материалов
• Изобразительная
• Музыкальная
Принятый стандарт ФГОС окончательно убедил в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в ДОУ.
В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
Что касается содержания, образовательная активность здесь строится на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
1 этап: инициация (приветствие, знакомство)
Назначение: создание позитивной и комфортной атмосферы.
Можно необычно начать НОД, предложив детям поздороваться локтями, глазами, ладошками.
Мы хотим Вам предложить метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Все встают в круг. Необходимо рассчитаться на 1,2,3. Первые номера – убирают руки за голову, разводя локти в разные стороны. 2 номера – ставят руки на пояс, разводя локти в стороны. 3 номера – ставят руки на колени. Необходимо поздороваться с соседом локтями.
2 этап: погружение в тему
Назначение : обеспечение мотивации обучения и осмысление процесса обучения.
Вместо привычного устного рассказа воспитателя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Например, на занятии по развитию речи изучая тему «Овощи» детям предложить, используя геометрические фигуры, цвет, форму, включив ассоциацию, сказать о чем идет речь. И плавно подвести к определению новой темы.
3 этап: определение ожиданий и опасений.
Назначение: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат. Можно использовать:
Метод «Воздушные шарики»
Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности
Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.
Время работы: 5 мин.
Структура работы: Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому участнику раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке.
Каждому участнику предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания - это воздушные шарики, а опасения - тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.
По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки - опасения можно убирать.
Фаза 2. Работа над темой
1 этап: закрепление изученного материала,
Назначение: контроль и коррекция ЗУН.
Метод «Композиция»
Цель: в игровой форме разделить детей на группы.
Оборудование: карточки для каждого ученика с картинками сказочных героев (сказка.
Проведение: учитель заранее готовит карточки с картинками и записанными названиями персонажей из сказок: печка, яблонька, речка, Баба Яга, гуси-лебеди; Колобок, заяц, волк, медведь, лиса и т. д. Ученики, получив карточки, находят свою группу.
Метод «Экспресс – портрет»
Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; расширять словарный запас; умение работать в группе.
Оборудование: карточки с изображением фруктов, коробочки (по количеству групп).
Проведение: участники делится на 2 группы. Каждый участник в группе получает карточку с изображением фрукта. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением фруктов. В течение 3 минут участники должны подготовить устный портрет фрукта. Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам фрукт, он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.
Перед тем как перейти к следующему этапу сообщение нового материала можно использовать метод на переключение внимания.
Метод «Обезьяна, слон пальма»
Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание
Количество участников: от 10 человек.
Время – 10 – 15 минут
Проведение:
Участники стоят в кругу. В центре педагог. Педагог предлагает участникам три слова и соответствующие им жесты: пальма – поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон – сложить руки на животе, предложите всем вместе прорепетировать жесты, чтобы убедиться, что все правильно поняли условие.
задание: когда тренер показывает пальцем на кого-то в кругу и говорит какое-то слово, этот человек и два его соседа справа и слева выполняют необходимое движение.
2 этап: интерактивная лекция
Назначение: сообщение нового материала.
Метод «Волшебный мешочек на тему «Овощи»» (вытаскивая из мешочка по одному предмету, рассказать о нем, дать информацию)
3 этап: проработка содержания темы.
Назначение: усвоение нового материала, развитие ЗУН.
Метод «Путаница» (помочь художнику раскрасить только овощи)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
1 этап: эмоциональная разрядка (разминки)
Назначение: снятие напряжения и усталости.
Метод «Эстафета» - Чья команда быстрее соберет овощи в корзину.
Метод «Домики, мышки, землетрясение»
2 этап: рефлексия.
Назначение: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.
Метод «Четыре Я». Педагог предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
1 «Я узнал…»
2. «Я научился…»
3. «Я проявил себя…»
4. «Я могу применить…».
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет и уважение
А сейчас я вам предлагаю взять ладошки, на которых в начале нашего мероприятия вы написали свои ожидания. Ответьте, пожалуйста все ли ваши ожидания оправдались?