Рябова Людмила Алексеевна
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
2слайд
«Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.»
Ш. А. Амонашвили.
3слайд
Требования, предъявляемые к современной дошкольной образовательной организации, достаточно высоки.
За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации.
В связи с этим возникает необходимость, с одной стороны, объективной оценки уже достигнутых результатов, а с другой - сравнение их с ожидаемыми прогнозами.
Публикация «Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Поэтому для повышения эффективности организации воспитательно-образовательного процесса важно овладеть системой прогнозировать результаты.
4слайд
Качество дошкольного образования
ориентация деятельности ДОО на сохранение самоценности дошкольного детства как основного периода, закладывающего основы дальнейшего развития ребенка;
вариативность системы дошкольного образования, многообразие видов ДОО, и предоставляемых ими услуг в ходе реализации программ;
право родителей выбирать ДОО;
государственно-общественный контроль и оценка качества дошкольного образования в РФ.
5слайд
«Качество образования»
1. гарантийная реализация минемальных стандартов образования
2. способность ставить цель в различных контекстах и достичь их
3. способность отвечать требованиям и ожиданиям основных качественных потребителей и заинтересованных сторон
4. стремление к совершенствованию
6слайд
Качество дошкольного образования
Интеграция
7слайд
Понятие качества дошкольного образования
Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
8слайд
Параметры характеризующие качество дошкольного образования
9слайд
Схожесть и различие понятий: педагогическая диагностика,мониторинг,контроль
Педагогическая диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности воспитанника, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. В то время как диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
10слайд
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя педагогов и воспитанников, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
С помощью контроля можно оценить достижения воспитанников и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу педагогов, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
11слайд
Мониторинг – теоретически обоснованные измерения оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (С. Е. Шишов и В. А. Кальней).
«Мониторинг, - отмечают В. Г. Попов, П. В. Голубков, определяя цель мониторинга в образовании, - призван информировать о состоянии педагогической системы (процесса, о тех изменениях, которые происходят в ней и могут произойти, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений»).
Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких- либо процессов по четко определенным показателям.
12слайд
Федеральный закон
13слайд
«Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.»
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
14 слайд
Цель мониторинга и диагностики – изучить состояние образовательного процесса в ДОО.
Но мониторинг, в отличии от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты.
Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.
Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.
Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОО, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
15слайд
Виды мониторинга
Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый мониторинг – выявляет проблемы, т. е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.
Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.
Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.
16слайд
Основание необходимости проведения мониторинга
17слайд
Компоненты образовательного мониторинга
18слайд
Виды мониторинга
Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый мониторинг – выявляет проблемы, т. е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.
Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.
Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.
19слайд
Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в воспитательно-образовательном процессе.
Так или иначе, но описание любой системы мониторинга должно отражать следующие позиции:
1) название модели мониторинга;
2) краткое описание способа применения методики;
3) контекст модели (где и при каких условиях модель эффективна);
4) внутренние возможности оптимизации модели;
5) управление (указания по разработке и внедрению методики);
6)требования, предъявляемые воспитателям, задействованным в проведении системы мониторинга;
7) требования к материально-техническому обеспечению образовательного учреждения, на базе которого будет применяться разработанная система;
8) интегративная модель оценивания (педагогическая диагностика);
9) принципиальные преимущества и недостатки модели.
20слайд
Для обеспечения эффективности мониторинга в дошкольном образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:
полнота,
релевантность,
адекватность,
объективность,
точность,
своевременность,
доступность,
непрерывность,
структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
21слайд
Применительно к дошкольному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:
по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
по формам объектно-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.) .
22слайд
Модель мониторингового подхода к управлению качеством обучения
40 слайд
Используемая литература:
Аляутдинова Р. Н. «Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении».
Колупаева Н. И. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы дошкольного образования