Лилия Михайлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица в гости к нам пришла» в средней группе №7
▼ Скачать
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица в гости к нам пришла» для детей среднего возраста
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Масленица в гости к нам пришла“ в средней группе №7» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» март 2022
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели, их названия а также традиционных развлечениях в эти дни;
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность;
- развивать музыкальные способности;
- закреплять умения и навыки, полученные на физкультурных занятиях; проявлять ловкость, быстроту, находчивость;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
-поддерживать интерес детей к коллективным играм;
-создать радостное настроение детям от участия в празднике;
Материалы и оборудование: блины с днями неделями Масленицы, кукла Масленица, канат, полоска на полу, солнышко на палочке, обруч с 10 лентами, 4 платка, блюдо с блинами на шпажке, музыкальная калонка, музыкальное сопровождение: хороводная песня «А мы Масленицу дождались», минусовка.»
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Весна пришла», хороводной игры «Карусели»,
Ход занятия:
1. Настрой на работу.
Воспитатель: -Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.
-Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Теплота наших рук
Обойдёт весь наш круг.
Воспитатель:
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки).
2. Основной этап.
Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.
Загадка:
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.
- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)
-Хотите об этом узнать (ответы детей). Тогда проходите на стульчики для дальнейшей беседы.
Воспитатель: Масленица – это шумные проводы зимы и встреча теплой весны. Хозяйки обязательно пекут блины. По одной из легенд люди таким способом «умасливают» солнышко, чтобы оно быстрее обогрело землю и принесло тепло. Празднуется он целую неделю. В воскресенье проходят массовые гулянья.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте ещё одну загадку:
Форму круглую имеет,
Желтый цвет ему присущ,
В Масленицу руки греет,
Очень сладок он на вкус.
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: - У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.
Воспитатель: Первый блин. (Вешаю на доску картинку)
Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу в человеческий рост.
Воспитатель: - Встречайте Масленицу хороводом
Дети танцуют под музыку «А мы Масленицу дожидались»
(Выезжает Масленица на санях запряженных под музыку)
Воспитатель: Второй блин (вешаю на доску картинку)
Второй день- вторник- называется «Заигрыш». Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в традиционную игру этого праздника.
Игра «Перетягивание каната» (под музыку)
Воспитатель: Третий блин (вешаю на доску картинку)
Третий день Масленицы - среда - «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (Да).
Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)
«Пришла весна»
Туча, туча улетай
(подуть, одновременно сделав движение руками вперед и в стороны, как бы отодвигая тучи)
Небо солнцу отдавай!
Небо стало чистое
(Поднять руки вверх и опустить через стороны вниз)
От солнышка лучистое,
Снег повсюду тает
(согнутые в локтях руки поднести к груди, а затем волнообразными движениями развести их в стороны)
И водою убегает.
Воспитатель: А на что похожи блины? (ответы детей) А на солнышко похожи? (Да)
Сегодня на минутку заглянуло к нам солнышко и хотело бы провести с вами зарядку для глаз.
Физзарядка для глаз (Солнышко)
Вот какое солнышко
На моей ладошке.
Поднесу поближе,
Посмотрю немножко.
Бывает солнце далеко,
А бывает – близко.
Солнце в небе высоко,
Опустилось низко.
Вправо руку отвожу
И на солнышко гляжу.
Влево руку отведу,
Следом взгляд переведу.
Вправо – влево смотрят глазки,
Солнце будто бы из сказки.
Солнышку уж спать пора,
Глазки закрываю.
Посчитаю: раз, два, три,
Быстро поморгаю.
Раз, два, три, четыре, пять,
Солнышку пора вставать!
Показать ладошки.
Посмотреть на руку перед собой.
Отвести руку далеко,
Приблизить.
Поднять руку и посмотреть вверх.
Опустить, посмотреть вниз.
Отвести руку вправо, проследить взором.
То же влево.
На каждое слово переводить взгляд вправо – влево.
Закрыть глаза без напряжения.
На раз-два-три – зажмурить глаза.
Моргать глазками.
Потянуться.
Воспитатель: Четвёртый блин (вешаю на доску картинку)
В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем
Игра «Карусели». (обруч с лентами.)
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешиваю блины на доску)
Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, танцевали.
Воспитатель: Последний блин (вешаю на доску картинку)
Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения. В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Мы с вами тоже прощаемся с Масленицей. Расскажите ребята Вам понравилось занятие? (Дети отвечают) Спасибо за ваши ответы.
- А сейчас наша групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь пожалуйста