Пискунова Наталья Ильинична
Маршрутная игра в старшей группе «Колесо старины русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РБ Прибайкальское РУО
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Татауровский детский сад «Родничок»
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию
Маршрутная игра в старшей группе
«Колесо старины русской»
Составила: воспитатель Пискунова Н. И.
2018г.
Маршрутная игра «Колесо старины русской»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Публикация «Маршрутная игра в старшей группе „Колесо старины русской“» размещена в разделах
Развивать инициативу и самостоятельность детей. Закреплять знания устного и музыкального народного творчества, художественных промыслов, народных игр и забав. Обеспечить коммуникативные навыки в процессе театрализованной деятельности.
Предварительная работа: НОД по формированию целостной картины мира «Семейные традиции», «Хозяйство семьи», «Дом, в котором я живу».
НОД по изодеятельности «Дымково», «Гжельская посуда», «Городецкая резьба», «Хохлома».
НОД по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами: «Ложки», «Гусли», «Трещотки», заучивание народных песен.
Тематический праздник «Детям о Рождестве». Презентация.
Экскурсия «Русская изба».
Проведение дидактических и подвижных игр.
Чтение произведений художественной литературы, разучивание песен, частушек, загадок, поговорок, пословиц по теме.
Консультация для родителей «Что такое маршрутная игра? Для чего она нужна?».
Содержание:
Воспитатель в группе говорит детям, о том, что сегодня им предстоит путешествие в русскую старину.
Дети идут в музыкальный зал.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, обратите внимание на эту карту (Показывает на карту на стене) Она показывает маршрут нашей игры- путешествия. На чем же мы будем добираться? (ответы детей). Итак, в путь! (в формате колеса от телеги, где указано направление движения от станции к станции. На картинке изображения сказочных героев).
Звучит музыка, дети «едут». Приезжают на первую станцию. Стоит указатель «Станция Родной дом»
Воспитатель: Вот мы и прибыли на первую станцию «Родной дом». Зал оформлен как русская изба. Детей встречает Хозяйка (взрослый в костюме).
Хозяйка (кланяется). Добрый день, гости дорогие, гости званые да желанные. Добро пожаловать! Рада видеть вас в своем доме. Всем здесь найдется местечко, всех приголублю добрым словечком. Сядем рядком, поговорим ладком. (Дети садятся за стол, накрытый скатертью. На столе самовар, угощение, ложки). А разговор мы поведем о русской старине.
Хозяйка: Нравится вам в моей избе? (Да)
Теперь вспомним старинные названия предметов домашнего быта, а вы покажите их. Посмотрю, как вы справитесь с заданием. Д/и «А в старину…»
Хозяйка показывает предмет домашнего обихода, дети называют их (коромысло, ухват, веретено, прялка, кудель) и объясняют, зачем нужен тот или иной предмет.
Хозяйка: Ребята, не зря наш народ придумал так много пословиц и поговорок про дом.
Речевая игра «Пословица-во всех делах помощница».
Хозяйка: Я скажу начало пословицы, а вы продолжите её
В гостях хорошо, а дома лучше. Дома и стены помогают. Лучше дома своего нет на свете ничего. Мой дом - моя крепость. Хорошо тому, кто в своем дому. Каков хозяин - таков и дом. Дом - полная чаша. Домой и кони веселей бегут.
Хозяйка (нечаянно роняет ложку). Ой, ложка упала! (Поднимает). В старину такая примета была : ложка упала – гостья на пороге, а если нож – то гость. А вы, красны девицы, добры молодцы, знаете какие-нибудь приметы? (Ответы). Вот вам мое следующее задание: я буду называть приметы, а вы объясните, что они означают.
Дидактическая /игра «Народные приметы». Хозяйка называет народные приметы (посуда бьется, соль рассыпалась, и т. д.). Дети объясняют, что они означают (к счастью, к ссоре и т. д.)
Хозяйка. Молодцы! Справились. Вот и пришло время прощаться. Пора в путь – дороженьку вам собираться. Не мало вас ждет испытаний в путь, желаю достойно вам все их пройти! В добрый путь!
Воспитатель: Ребята, подойдем к нашей карте. Куда же она нас дальше поведет? (Дети смотрят карту) : Следующая станция- «Сказка»
Под музыку дети переходят на следующую станцию. Станция «Сказка»
Детей встречает бабушка Арина (взрослый в костюме).
Бабушка Арина. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Всех в свою избу приглашаю, душевно встречаю. Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь.
В стародавние времена забава была-
Сказки сочинять, народ развлекать.
А герои сказок разными были:
И молодцы добрые, и чудища злобные,
И звери лесные, и рыбы морские.
Да вы сами-то про это знаете?
Сказки разные читаете? (Да.)
Так прошу следить со вниманием - Вот вам мое первое задание. Д/и «Назови героев сказок».
Дети вспоминают и называют имена персонажей русских народных сказок.
Бабушка Арина. Справились? Молодцы! Есть среди вас мудрецы! А теперь без подсказки собери и назови сказку.
Посмотрим, кто быстрее сказку из пазлов соберет да громко её назовет.
Игра «Собери сказку и назови её». Дети собирают из пазлов русские народные сказки и называют их. Бабушка Арина. Молодцы, порадовали бабушку. А теперь вам в путь пора. Всем желаю добра. Прощайте!
Воспитатель: Обратимся к нашей карте.
Дети смотрят карту – следующая станция ( картинка с изображением разных промыслов: игрушки дымка, гжель и др.)
(Под музыку дети переходят на следующую станцию).
Воспитатель (читает) : Станция «Русский сувенир» Детей встречает Данила-мастер (взрослый в костюме). Данила-мастер. Почтеннейшие господа, Пожалуйте сюда! Я - Данила- мастер! Мне камень подставлен! Из него я сделал изумительный цветок. Да, на Руси народ без дела не сидел, Каждый свое ремесло имел. Так что у меня для вас загадки про искусство народное. Слушайте внимательно - отгадаете их обязательно. «Отгадай народный промысел».
Данила-мастер загадывает загадки. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски
Как будто пустились в пляс.
Скорее, друзья, отгадайте,
О чем говорю я сейчас?
(Дымковские игрушки).
Снежно - белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела-
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжельская посуда).
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городецкая роспись).
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спиши.
Там травка вьется, там цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома).
Из метала его сковали
И цветами его украшали.
На него можно ставить посуду,
Ну а я любоваться им буду.
(Жостовский поднос).
Данила-мастер. Отгадали, молодцы! А каким мастерством вы владеете? Что сами умеете? Владеете ли росписью народной? (Воспитатель подает
Данила-мастер. Вижу, что вы все-таланты, настоящие бриллианты. Невозможно глаз отвесть. Мастерам хвала и честь! Вам опять пора в дорогу, собирайтесь понемногу. Доброго пути!
Воспитатель: Посмотрим, куда нам дальше путь держать!
Дети рассматривают карту, следующая станция – картинка с изображением музыкальных инструментов.
Под музыку дети переходят на следующую станцию.
Станция «Лейся, песня, на просторе»
На станции детей встречает Красна девица (взрослый в костюме).
Красна девица. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! В старину говорили : «Где песня льется, там легче живется!» А знаете ли вы русские народные песни? Я для вас приготовила вопросы. Будьте внимательны! Мы начинаем.
Игра «Что мы знаем о русской песне?» Как называется обычай собираться вечером в избе для рукоделия и развлечений? (Посиделки)
Песня, которую поют детям перед сном? (Колыбельная).
Назовите русскую народную песню, посвященную любимому на Руси дереву? (Во поле береза стояла)
Какой народный танец исполняется в кругу (Хоровод).
Какой музыкальный инструмент состоит из деревянных пластинок, насаженных на шнурок? (Трещотка)
Под звучание какого инструмента исполнялись былины? (Гусли.)
Какие столовые приборы можно использовать в качестве музыкальных инструментов? (Ложки.)
Все молодцы, порадовали. А теперь все ко мне подходите, инструменты музыкальные берите.
Игра «Оркестр» Дети получают музыкальные инструменты. Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Красна девица дирижирует оркестром.
Красна-девица. Оркестр чудесный! Молодцы! А сейчас загадка.
Их в народе исполняли,
Сидя у избушки,
Весело и с юмором
Пели все… (частушки).
Пение частушек. Несколько детей исполняют частушки.
Красна- девица: Желающие исполнить частушки есть? Может быть, гости хотят?
Красна-девица. Все молодцы, порадовали. Пришла пора прощаться! В путь вам отправляться! Удачной дороги!
Воспитатель подводит детей к карте, смотрят карту.
Воспитатель: Следующая станция «Потешная»
Под музыку дети переходят на следующую станцию.
Станция «Потешная»
На станции детей встречает скоморох (взрослый в костюме).
Скоморох. Заходи, честной народ, поиграть пришёл черед! Кому на месте не сидится? Пришла пора повеселиться.
Игра эстафета «Бег в мешках». Дети встают на исходную позицию. По команде Скомороха дети влезают в мешки, прыгают в них до ориентира, передают мешки другим детям. Скоморох тоже бежит в мешке, соревнуясь с детьми.
Скоморох. Продолжаем веселиться! Кто сегодня отличится?
Игра «Гори, гори ясно»
Скоморох. Весело ли вам было, детишки? Ой, вы, гости-господа, мне пришла пора прощаться, а вам в дорогу собираться. Разрешите откланяться!
Воспитатель: Ребята, подойдем к карте. Посмотрите, мы наша карта ведет нас обратно к родному дому. В путь!
Дети под музыку возвращаются на станцию «Родной дом», где их вновь встречает Хозяйка.
Хозяйка. Вот мы и снова встретились.
Привела вас путь - дорога
Снова к моему порогу.
Проходите, присаживайтесь.
Да за столы рассаживайтесь.
Участники садятся за стол. Хозяйка. Знаю, разным испытаниям вы подвергались, расскажите мне, где вы бывали, кого видели. (Дети рассказывают).
Поди, в пути проголодались. А в народе говорят? Всякому нужен и обед, и ужин,
А сладкими речами сыт не будешь.
(Хозяйка ставит на стол пироги, баранки).
А когда еда на столе,
То и праздник в избе.
Всех к столу приглашаю
Отведать пирогов и чая!
Хозяйка подаёт пирог гостям.
Хозяйка: А нам пора и честь знать, да и себя угощать.
Дети под мелодию «Конфетки, бараночки…» уходят в группу.
(Проводится чаепитие в группе).