Ольга Сотникова
Марафон традиций «Ставропольская горбушка»
▼ Скачать + Заказать документы
С 19 по 23 сентября 2022 г., в рамках Года культурного наследия народов России и в ходе краевой акции «Ставропольская горбушка», был реализован краткосрочный проект на тему «Хлеб всему голова». Неделя получилась очень насыщенной и интересной.
В течение недели дети знакомились с тем, как выращивают хлеб, как он «приходит» к нам на стол, рассматривали зерна пшеницы, знакомились с техникой, которая выходит на поля чтобы посадить, а затем и собрать зерно, проследили путь от зёрнышка пшеницы до вкусного румяного каравая на столе, узнали много нового о труде земледельцев.
Публикация «Марафон традиций „Ставропольская горбушка“» размещена в разделах
Во время бесед дети узнали о значении хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб и что хлеб — результат нелегкого труда тружеников села.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Автор: С. Погореловский
Название проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет
Срок реализации: с 19.09.2022г. по 23.09.2022г.
Актуальность проекта.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде готовой продукции. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель:
• Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
• Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
• Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
• Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Подготовительная работа.
1. Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
2. Оформление выставки «От зерна до каравая» (поделки, фотографии, аппликации).
3. Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
Предполагаемый результат:
1. Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
2. Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
3. Создание в группе выставки «От зерна до каравая».
4. У детей сформируется бережное отношение к хлебу.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
1. Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.
2. Помощь родителей в оформлении выставки.
3. Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3. Заключительный: подведение итогов, создание итоговой презентации.
Этапы реализации проекта
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
реализации
1 этап - подготовительный
1. Беседа с родителями:
Проект – «Хлеб – всему голова» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель 19.09.22г
понедельник
2 половина дня
2. Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы.
Создать условия для реализации проекта Воспитатель, родители 19.09.22г
Понедельник
2 половина дня
3. Беседа с родителями по оформлению выставки о хлебе Привлечь родителей к созданию выставки (изготовить с детьми наглядный материал, фотографии, картинки и т. д.) Воспитатель, родители 19.09.22г
Понедельник
2 половина дня
2 этап - основной
4. Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря. Воспитывать уважение к труду взрослых Воспитатель 20.09.22г вторник
1 половина дня
Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя
(рассматривание) При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность. Воспитатель 20.09.22г вторник
1 половина дня
Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей.
Воспитатель 20.09.22г вторник
2 половина дня
Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия» Учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка Воспитатель 20.09.22г вторник
2 половина дня
5. Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу Воспитатель 21.09.22г среда
1 половина дня
Просмотр роликов «Как растёт пшеница», «Детям о труде комбайнёра» Расширять первоначальные знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитатель 21.09.22г среда
2 половина дня
НОД «Откуда хлеб пришел» Рассказать откуда берётся хлеб. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства. Воспитатель
22.09.22г четверг
1 половина дня
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Откуда хлеб пришел?», «Что из чего»… Развитие наблюдательности, закрепление умения определять и различать характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Воспитатель 22.09.22г четверг
2 половина дня
Чтение украинской народной сказки «Колосок» Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения. Воспитатель 23.09.22г пятница
1 половина дня
11 Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. Углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной тему хлеба. Воспитатель Всю неделю
3 этап - заключительный
20 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации Воспитатель
21 Анализ результатов Воспитатель
Анализ результатов
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе.
У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.