наталия кейшева
Мама, поиграй со мной!
▼ Скачать +Заказ
Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребенка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребенок спал и что ел. С каждым годом все больше времени ребенок тратит на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, все меньше времени отводится игре. В будничной суете, в заботах и проблемах у нас, взрослых, зачастую и времени не остается на своих чад. А ребенок, соскучившись за день по любимой мамочке, так хочет поиграть ней! «Мама, поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ненадолго побыть больным или пассажиром. Именно с этой проблемой приходилось сталкиваться педагогам в процессе педагогической деятельности-неумение, незнание родителей, как и во что играть с ребенком, что на данном возрастном этапе развития интересно и увлекательно для него.
Публикация «Мама, поиграй со мной!» размещена в разделах
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, наблюдая за игрой, можно многое сказать и об уровне развития ребенка в целом. Особое внимание следует уделять творческому характеру игры, ее содействию развитию воображения, мышления, речи ребенка. В ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе и трудности во взаимопонимании с родителями. В игре дошкольник учится осваивать различные роли. Это пригодится в дальнейшем при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. Повзрослевшему, ему придется знакомиться и включаться в новые роли мужа, отца, приобретая профессию, брать на себя ту или иную роль. Взрослые не всегда видят истоки «взрослых» проблем из собственного детства, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей, умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для возникновения игры необходимы внешние условия: наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение с взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место. Одной из характерных черт игры является самостоятельный характер деятельности детей. Игра-продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого и ребенка, в котором взрослый является и организатором и участником игры, в которой всегда есть правила, которым следуют.
Первый этап(1.5-2 года) - имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает. Для ребенка овладение своими движениями и то, что эти предметы подчиняются ему доставляет огромную радость.
С начала третьего года жизни ребенок не просто действует с предметами, а начинает видеть возможность выполнения какого-то действия, ребенок начинает использовать роль как исходное положение своей игры. С этого времени и на протяжении всего дошкольного возраста открываются широкие возможности игры «во все», что он видит и что оказывает на него сильное влияние. Жизнь взрослых людей и их деятельность входят в содержание игр детей. Ребенок быстро усваивает и необходимость привлечения в сою игру другого лица, которое связано с выполняемой им ролью: если есть «врач», то нужен «больной», если есть «мама», то нужен «ребенок».
На пятом году жизни дети овладевают положениями игры, а позднее пользуются ими свободно, у ребенка появляется способность действовать в определенной ситуации, привлечение других детей. Особенности игровой деятельности дошкольников 5-6 лет - коллективная игра со сверстниками, диалог, игровая ситуация. Игры помогают детям развивать свои способности, приобретая необходимые жизненные навыки, преодолевать конфликты и достигать тем самым психологического равновесия.
К седьмому году жизни дети способны к определенной самоорганизации, к самостоятельному замыслу и его выполнению. В играх дети живут полной жизнью, радуются жизни, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем мире, в формах игры овладевая навыками, которых требует жизнь.
Известный советский педагог и врач Е. А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной и интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами…Игра-единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. "
Актуальными являются слова Никитиной. Л. А о необходимости сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия. Именно поэтому мы, педагоги, решили провести родительское собрание в форме «круглого стола».
Взаимодействие воспитателя с родителями - это взаимопроникновение, обмен мыслями, чувствами, идеями, обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском образовательном учреждении и семье, повышении психологической грамотности родителей.
С целью выявления отношения родителей к играм детей, я попросила мам и пап заполнить анкеты. Анализ анкет показал следующее: родители, в основном, понимают важность значения игры в жизни ребенка («Игра развивает детей умственно и физически», «Игра - средство его самовыражения»). Родители по возможности сами принимают участие в играх детей (ответили 80% опрошенных,но некоторые отмечают, что у них не хватает времени на игры с ребенком (20%).Инициатором сюжетно-ролевых игр чаще выступает сам ребенок(75%).Совместные игры детей и родителей в большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участия не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка («Родители и ребенок сближаются в игре», «Когда в игре принимают участие родители, ребенок чувствует, что он самый любимый». «Игра-это способ общения, ребенок учится у взрослого»). Конечно, в беседе с родителями по организации сюжетно-ролевых игр, мы, взрослые столкнулись со многими трудностями и реалиями нашей жизни.
Сказывается неопытность молодых мам, непринятие советов старших, бабушек, которые живут вместе с ними, конфликты «поколений», свидетелем которых становится ребенок. Именно ему, неокрепшему в психологическом плане, передается негативный настрой обсуждаемых в семье тем - крики, «нравоучения» старшего поколения, слезы «бессилия» молодежи. Выросло число так называемых «неполных» семей, где функции мамы и папы выполняет один родитель (в большинстве - мама, съемное малометражное жилье, где ребенку не хватает пространства для игр, малоимущие, многодетные родители, которые, естественно, не уделяют должного внимания своим дошкольникам, нехватка времени для работающих родителей, когда с 18 до 21 часа мама занята уборкой, стиркой и приготовлением ужина. Где уж тут найти несколько минут внимания для ребенка? В итоге ребенка сажают за мультфильмы к телевизору, а еще губительнее для психики и зрения ребенка - за компьютер…
Казалось бы, в выходные можно, и отдохнуть от будней суеты, посвятить время дому. …Вот и получается - папа на диване, мама ушла в гости к подруге, в парикмахерскую, по магазинам. А ребенок? Конечно же, к бабушке: за рабочую неделю она-то соскучилась за любимым внуком. Мало тех сознательных и заботливых родителей, которые «выбираются» в выходной в музей, театр кукол, наконец, просто в библиотеку, чтобы ребенок набирался «коммуникативного» опыта, расширял представления о профессиях, свой кругозор.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в том или ином возрасте. Во время прогулок обращайте внимание ребенка на новые явления, факты, чтобы дома он мог рассказать об увиденном в течение дня, посещайте всевозможные тематические выставки, читайте, смотрите и комментируйте с ребенком тематические программы, знакомьте с новыми профессиями, атрибутами.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры. Р. А. Иванкова предлагает формировать игровые умения не только путем организации специальных обучающих игр, но и развитием диалогической речи. Формирование фонетической стороны речи может быть связано с определенными образами, что облегчает принятие роли и понимание того, что в игре можно быть кем-то другим.
Дома можно потренироваться в составлении рассказов на тему, что я увидел сегодня (нового, интересного, где я был. Рекомендуется также использовать всевозможные настольные тематические игры, домино, лото. Занимаясь с ребенком дома изодеятельностью или конструированию мы способствуем формированию игровых умений. Часто в рисунке дети воплощают игровой замысел, а сооружение построек из строительного материала способствует возникновению этого замысла. Немаловажным для развития игры является педагогически целесообразный подбор игрушек, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности [ 2:21].
Таким образом, определив факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевых игр, можно сделать вывод:
1. Сюжетно-ролевые игры формируются под воздействием окружающей жизни, влияние взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
2. Необходимость оказание педагогической помощи родителям по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе сюжетно-ролевых игр, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.
Каждая игра-это общение взрослого и ребенка. Играя, приобретаются новые знания, умения, навыки, развиваются способности. Не зря говорят: «Учиться, играя!».
Литература
1. Веракса Н. Е От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-336 с.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. -Изд. 5-е. -Ростов-на-Дону. : Феникс,2010.-251с.
3. Ломакина Е. В., Ермилова Л. В. Семинар - практикум для родителей и детей 5-6 лет «Играйте вместе с детьми»//Справочник педагога-психолога. -2011.№1.