серёгина оксана
Малыши в футляре. Аутизм
▼ Скачать + Заказать документы
МАЛЫШИ В ФУТЛЯРЕ
КЛАССИЧЕСКИЙ АУТИЗМ
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Публикация «Малыши в футляре, Аутизм» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Основные симптомы раннего детского аутизма (РДА) проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни. Обращают на себя внимание следующие признаки:
• позднее возникновение лепета;
• мало улыбаются;
• не фиксируют взгляд на других людях;
• отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
• не реагируют на собственное имя;
• резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
• после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.
Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны.
Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.
В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция: они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.
Однако бывают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут.
К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.
Ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах.
Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.
Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности.
Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд. Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой.
У таких малышей, также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Ребёнок любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.
Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.
Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.
РЕЧЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, МИРОВОСПРИЯТИЕ
У детей с аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.
Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т. п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.
Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.
Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.
Заключение.
В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей, психологов и педагогов выпадает трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или коррекционной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов, работающих с ним, егородителей, будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем. У него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально-насыщенным и более контактным.
Педагог-психолог Серёгина Оксана Валентиновна
МКОУ ДО ППМС
«Центр диагностики и консультирования»