Елена Стукалова
Малый проект «Игры и обычаи белорусского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Колобок»комбинированного вида г. Улан-Удэ
Малый проект «Игры и обычаи] белорусского народа»
Подготовила и провела воспитатель д/сада «Колобок» №3 г. Улан-Удэ
Стукалова Елена Александровна март 2020г.
Цель: развитие интереса детей к культуре Белоруссии, формировать представление о традициях, национальном фольклоре, знакомство с народными играми белорусского народа.
Задачи:
1. Расширять знания о стране – соседе Белоруссии.
Публикация «Малый проект „Игры и обычаи белорусского народа“» размещена в разделах
2. Познакомить с ней, с её особенностями : традиции, обычаи, национальная одежда, промысел, игры.
3. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб: главным городом – Минском.
4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.
Оборудование: белорусские костюмы для детей, белорусские сувениры, рушник, презентация с рассказом о Белоруссии.
Предварительная работа:
1-й этап: просмотр презентации «Страна Белоруссия» 2.03.2020г.
2-й этап: (совместно с родителями, дома) обсуждение, изучение:
народных промыслов, традиций, кухни, костюмов, игр этой страны.
Изготовление шапочек - масок овощей. С2.03. по 5.03.2020г.
3-й этап: разучивание стихов. С 2.03. по 5.03.2020г.
4-й этап: игры на прогулке. с 2.03. по 6.03.2020г
5й- этап: развлечение «Игры белорусского народа» 6.03.2020г.
Ход развлечения: «Давай поиграем!»
Задачи:
-развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость;
-формировать стремление активно участвовать в развлечениях;
-воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;
-развивать волевые качества.
Дети за аистом входят в зал под музыку «Белый аист».
Ведущий: Добрый день сябры! Так в Белоруссии приветствуют друзей.
Земля под белыми крылами называют Беларусь. Белый аист – неофициально считается символом Белоруссии. Его могучие крылья распростираются над землей, говоря всем о мире, добре и любви. И называют белорусы его ласково – Бусел.
Белорусский народ очень красивый, добрый, талантливый и всегда рад приветствовать гостей.
Ребенок:
Есть на земле молодая страна
Беларусь зовется она.
Здесь дружно и весело люди живут
И в гости людей всего мира зовут!
Ребенок:
Полюбить Белоруссию просто :
Надо только приехать туда,
Где прямые характером сосны,
Где неслышная в речке вода.
Ребенок:
Здесь живут светло-русые люди,
Здесь колышется лен голубой.
Полюбить Белоруссию просто
А полюбишь – уже не забыть!
Ребенок:
Беларусь ты моя синеокая
Смотришь в небо глазами озер,
Мне легенды и сказки рассказывая
Приглашаешь в зеленый простор!
Входят 3 девочки, держат в руке 3 ленточки: зеленую, красную, белую и говорят по очереди, поднимая ленточку вверх над годовой.
1 девочка: Зеленый – цвет полей, лугов, лесов!
2 девочка: Красный – цвет жизни и надежды!
3 девочка; И белый цвет – символ всех веков, хранящих в сердце верность и любовь.
Ведущий: На белом фоне расположен красный народный узор, который называется орнаментом.
Сценка «Овощной огород» (Дети одеты в шапочки – маски овощей, по очереди говорят стихи)
Ребенок – Огурец:
Огурец растет на грядке,
Значит будет все в порядке
Скоро будет урожай
Если хочешь собирай!
Ты задай ему вопрос:
- Для чего огурчик рос?
И получишь ты ответ:
- На салат и винегрет!
Ребенок - Помидор:
Помидор я иль томат
Витаминами богат
На вид я не ужасный
Круглый я и красный.
Положить меня в салат,
Каждый будет очень рад!
Ребенок – Морковка:
Вкусной выросла морковка
Очень длинная головка,
Оранжевого цвета
Солнечного лета.
Хвостик над землей торчит:
Прояви сноровку – доставай морковку:
Вкусную и сладкую,
Но не ешь ее украдкой.
Вымой ее тщательно
Будет все замечательно!
Ребенок – Картошка:
Я картошка так скромна,
Повар мне сказала;
Что картошка всем нужна
И большим и малым.
Из картошки там и тут
Вкусный делают продукт!
Ведущий: Недаром в Белоруссии картошку вторым хлебом называют. А еще картошку называют, как ребята? Бульба. Правильно.
И в твою картошка честь, споем мы песню здесь!
Песня про картошку.
Ведущий:. Мы с вами хорошо знаем русские народные игры, а сегодня я хочу вас познакомить с белорусскими играми. У белорусов есть свои народные игры, без которых не проходит ни один праздник. В играх обыгрываются особенности культуры и быта. Сейчас поиграем в белорусскую народную игру «Посади картошку».
«Посади картошку»
Цель игры : развитие быстроты, силовой выносливости.
Правила игры : Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась игра?
А сейчас мы познакомимся с игрой, в которую белорусские дети играют дома.
«Михасик»
Цель игры : развитие ловкости, внимания.
Правила игры : для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай - лапаточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.
Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком. Мы и играли и плясали, много нового узнали. Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час. Бывайте здоровы, живите богато, А мы уезжаем до дому, до хаты. Песня : «Сердце Белоруссии»
Игры на прогулке.
Охотники и утки.
Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна коман-да — качки (утки, другая — охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5—3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.
Правила игры.
Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.
Лиски. 1
Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса — ведущего и, по-строившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя Лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит: Где был? В лесу. Кого поймал? Лиски.
Верни лиску мою.
За так не отдаю.
За что отдашь скажи сам. – Если обгонишь, тогда отдам.
После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом — игрок, который остался.
Правила игры.
Бегать разрешается только по внешней стороне круга.
1 Лиской может быть любой предмет — кубик, мячик, игрушка.
Просо.
Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:
- Приходи к ним просо полоть.
- Не хочу!
- А кашу есть?
-Хоть сейчас!
- Ах. ты ж лодырь:
После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.
Правила игры.
Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь!» Чтобы ведущий и гультай не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а гультай — за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.