Департамент труда и социальной защиты
Маленькие шаги к большой цели: как в реабилитации детей с инвалидностью используется методика «Портаж»
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Перед родителями и педагогами всегда стоит вопрос, как эффективно построить маршрут развития ребенка с особыми потребностями. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» помимо основных программ развития применяется методика «Портаж». Рассказываем о ее главных принципах и результатах, которых удается достичь.
Вперед с опорой на имеющиеся навыки
Темочки:
Дети с особенностями развития могут многое из того, что умеют их сверстники, просто им требуется гораздо больше времени для овладения тем или иным навыком. ЦССВ «Сколковский» с 2017 года использует в работе методику «Портаж». Она получила международное признание и широко применяется во многих странах мира. В России распространением методики «Портаж» занимается благотворительный фонд «Димина Мечта», где проводят обучающие семинары для родителей и специалистов.
Методика подходит для малышей с самого рождения с задержкой развития минимум на шесть месяцев в более чем двух областях, а также для детей с особенностями, которые провоцируют задержку в развитии.
В работе специалисты опираются на уже имеющиеся умения. «Портаж» основан на принципе пошагового формирования навыка. Другими словами, необходимо разложить одну большую цель на мелкие последовательные и достижимые именно для конкретного ребенка шаги.
Научиться держать ложку – шаг к независимости
«Нашему воспитаннику, двухлетнему Егору, нужно было научиться самостоятельно есть ложкой», - рассказывает тренер методики «Портаж», педагог допобразования центра «Сколковский» Мария Машкова.
Чтобы Егор научился новому навыку, специалисты разбили эту цель на шаги:
• Сначала ребенок учился захватывать и удерживать в руках ложку.
• Учился зачерпывать пищу из тарелки.
• Учился доносить ложку с едой до рта и класть в рот.
• Финальный шаг: учился пережевывать и проглатывать пищу.
За полтора месяца команда специалистов помогла Егору научиться пользоваться ложкой.
Самостоятельный прием пищи относится к жизненно важным навыкам. Если ребенок с ОВЗ научится уверенно пользоваться ложкой, а впоследствии и другими столовыми приборами, он не будет зависеть от окружающих его близких или персонала центра.
Для успешного освоения этих маленьких целей-шагов специалисты подбирают игры, направленные на формирование навыка, а также предлагают систему контроля, точно определяющую, что ребенок достиг успеха.
«В нашем центре специалист занимается с ребенком каждый день. Для эффективной работы необходимо составить первоначальный профиль развития, а на его основании – индивидуальную программу. Каждую неделю междисциплинарная команда выбирает цель обучения, исходя из умений ребенка, его естественного интереса», - отмечает Мария Машкова.
Основные принципы методики «Портаж»
• Маленькие шаги в обучении
• Празднование каждого успеха
• Партнерство
• Инклюзия
• Обобщение навыков
• Принятие разнообразия
• Создание возможностей
• Долгосрочное планирование
• Поддержка
• Практичность, непосредственность, уместность
• Ребенок, семья, общество единое целое
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.