Фёдорова Анна Александровна
Макариевские образовательные чтения «Брак — основа христианского очага»
▼ Скачать + Заказать документы
Брак - основа христианского очага.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья.
Публикация «Макариевские образовательные чтения „Брак — основа христианского очага“» размещена в разделах
Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа:
«СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все? - Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. -
И подумав, добавил: "И мира тоже”.
Что за чувства и мысли просыпаются, какие струны человеческого сердца можно затронуть одним словом "отчий дом". Семья предопределена Богом и это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, - дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле. Так Он создал первую семью и первый домашний очаг.
Христианская семья - означает такое отношение друг к другу, где один человек почитает, любит другого, считается с ним, жертвует чем-то ради другого.
Детям тоже стараются внушить, что добро приносит радость, воспитывают их в правде и любви. Задача христианской семьи - стараться «жить всей правдой, чистотой души, жить всей истиной, которые в нас есть». Бог есть Свет, и христиане должны быть светом в этом мире, поэтому совершенно недопустимо унижать, оскорблять и раздражать окружающих.
Митрополит Антоний Сурожский писал:
«Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.
Жена ради мужа должна быть готова «все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно даже на страдания, если нужно — на крест».
Труд каждого супруга по возделыванию семейной нивы весьма нелегок, но только так семья станет надежной пристанью для всех домочадцев, особенно детей.
Главное, на чем основывается воспитание - это религиозность, доброта, послушание. Важнейшее нравственное основание семьи - почтительное отношение детей к родителям. Примером благочестия для детей являются родители. Как пишет А. С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».
Самый яркий пример христианского брака - Николай и Александра Романовы, брака, построенного на любви и взаимоуважении друг к другу. В основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом – целомудрие. Переписка этих двух любящих сердец является уникальным архивом, кладезем истинной любви, основанной на канонах православной этики.
«Дорогой мой,
Из глубины моей любящей души шлю тебе самые горячие, сердечные пожелания ко дню твоих именин и благословляю тебя. Да будет Николай угодник особенно близок к тебе и да хранит он тебя! Солнышко желает тебе всего, чего только может тебе пожелать преданное, любящее сердце. Крепости, стойкости, непоколебимой решимости, спокойствия, мира, успеха, больше солнца—и, наконец, отдыха и счастья после твоей трудной, тяжелой борьбы!
Жажду быть с тобой и помочь тебе нести твой тяжелый крест.
Бог да благословит и хранит тебя, мой Ники!
Навеки преданная тебе твоя
Женушка.»
При прочтении таких искренних писем двух любящих сердец на глазах невольно появляются слезы.
Всем известно, что царская семья - семья многодетная. Как же воспитывались дети в царской семье? Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь и детей своих воспитал в том же духе.
Александра Фё доровна призывала своих дочерей: «Быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. … Учиться делать других счастливыми, думать о себе в последнюю очередь. Быть терпеливыми и вежливыми, всячески помогать сестрам.»
Очень часто между детьми бывает ревность и ссоры. А было ли такое в царской семье? Конечно, было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это, в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».
. Когда кто-нибудь из Детей обращался к Матери по вопросам, касавшимся воспитания, образования, Она всегда отвечала: "Я поговорю с Отцом". Когда к Отцу обращались с аналогичным вопросом, Он неизменно отвечал: "Как Жена. Я поговорю с Ней". Оба поддерживали авторитет друг друга, и оба по вере сознательно проводили идею "единой плоти и единого духа"».
Говорят, что муж подобен единице. А жена – нулю. И от того, как станут в ряд эти две цифры, все может в жизни измениться. Когда девушка приходит в дом с добродетелью смирения, то став за мужем нулем, удесятеряет значимость семьи и каждого из супругов. А глупая жена стремиться стать перед мужем. Счет тогда идет наоборот. И результат – соответствующий, сводящий все к одной десятой.
Закончить своё выступление мне хочется словами Святителя Иоанна Златоуста: Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение.