Лучший педагог года

Любовь к природе — вход через сказку

Светлана Заболотняя
Любовь к природе — вход через сказку
▼ Скачать + Заказать документы

Любовь к природе - вход через сказку.

Сказки – самая древняя воспитательная система. В современной психологии появилось новое направление сказкотерпия (лечение сказками). Кларисса Пинкола Эстес в своей книги «Бегущая с волками» пишет: «Сказки – это лекарство. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать – достаточно просто слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину…В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии1»…

Публикация «Любовь к природе — вход через сказку» размещена в разделах

Психотерапевтический эффект сказок заключается в том, что она помогает человеку открыть свой внутренний источник силы, осознать свой потенциал. Ведь в каждой сказке вместе с проблемой уже заложены и способы ее решения. Наша задача подвести детей к сказочным урокам, научить задумываться, отвечая на вопрос, чему нас учит сказка. Присутствие волшебства в сказке

дает нам возможность сделать ее эффективным средством воздействием на детей.

Т. Д Зинкевич – Евстигнеева дает такое определение волшебству: «Волшебство (доброе волшебство)- это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства – созидательная система ценностей и нравственный иммунитет. Волшебство часто не видно глазу, но ощутимо сердцем. Колдовство (злое волшебство) - это деструктивное изменения себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей2».

Научить детей быть добрыми волшебниками, способными создавать вокруг себя красоту, творить и приносить радость окружающим - это задача, которую нам поможет решить сказка. В этой статье я хочу поделиться опытом использования сказки как средства экологического воспитания. В художественной литературе есть сказания, легенды, предания об удивительных созданиях (эльфах, гномов, нимфах, русалках). В 1566 году был впервые опубликован трактат «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих духах» Парацельс а, где он не только описывает эти создания, но и утверждает, что они действительно существуют. Он даже разделил их на четыре группы те, которые обитают в воде, суть нимфы, те, которые в воздухе, - сильфы, те, которые в земле,- пигмеи, а те, которые в огне,- саламандры3.

В легендах, преданиях и сказаниях древних славян так же много говорится о волшебных народах и существах: «Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами…» В горах и пещерах живут гномы, ведающие тайны гор. В лесу тоже свои порядки: за плодами в лесу следит Плодич, за цветами – Цветич, за грибами – Грибыч, за пчелами – Пчелич, за ягодами – Ягодинич. У каждого дерева, куста, растения есть свой дух – русалка или друд. Водяной – хозяин вод, а женские духи вод – водяницы, русалки, мавки. Всю природу наши предки наделяли душой, даже сами стихии олицетворяли живых существ. Земля представлялась как живая женщина, которая стонет от боли во время бури; гневается, учиняя землетрясения; рождает земных существ. Сказки о молодильных яблоках показывают нам с каким почтением относились наши предки к деревьям, веря в их сверхъестественные способности. Продолжение темы о волшебных созданиях можно найти как в сказках так и в современной литературе. В сказках Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Маленькие человечки», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Софья Прокофьева «Белоснежка и маленький эльф», Астрид Линдгрен «Эльфа и носовой платочек»,Кристал Вогл «Цветочные сказки эльфов и фей», в сказках П. П. Бажова.

Чтобы сформировать бережное отношение к окружающему миру нам необходимо подвести ребенка к пониманию, что волшебный мир открывается перед человеком с чутким и добрым сердцем, чистой душой на примере множества сказок. Ребенку уже не захочется загрязнить воду, в которой живут русалки, нимфы, ундины. Не захочется загрязнять воздух, так как там живут сильфы, которые приносят добрые сны. Не захочется играть с огнем, зная, что в каждом огоньке живет саламандра. Не захочется срывать цветы и ломать деревья, потому что в них живут духи природы. Многие духи, будучи когда-то добрыми,из- за варварского отношения к природе стали злыми и уже не помогают человеку как в былые времена. Одним словом, идея «живой природы» дает нам колоссальные возможности для развития личности.

Живое понимание мощи природы – есть основополагающий фактор формирования экологического сознания.

Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой.

В свою очередь, экологическое сознание способствует овладению экологической культурой. Осознанные действия, нацеленные на рациональное природопользование, улучшение и сохранение окружающей среды – это и есть показатель сформированности экологической культуры. Фундамент формирования экологического сознания закладывается в дошкольном детстве. Поэтому необходимо, начиная с раннего возраста, учить детей осмысленному восприятию объектов природы, развивать детскую наблюдательность. Наблюдение – это ведущий метод экологического воспитания и основа чувственного познания природы.

Можно многому научиться на полете журавлей…

Кларисса Пинкола Эстесс пишет: «…Вспышки молний поведали мне о внезапной смерти и мимолетности жизни…Волчица-мать убила своего смертельно раненого детеныша, это научило меня жестокому состраданию и неизбежности прихода смерти к умирающему. Пушистые гусеницы срывались с ветвей и возвращались наверх, преподавая мне уроки целеустремленности…»

Наблюдая за объектами растительного и животного царства, дети должны открыть для себя идею о том, какие же сокровища заложены в самом человеке.

Публикации по теме:

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Любовь к природе — вход через сказку
Опубликовано: 28 марта 2015 в 11:21
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Любовь к природе — вход через сказку» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Заболотняя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД