Марина Татаурова
Лэпбуки «Весна. Осень. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребёнку первые знания и умения к взаимодействию. Только вместе, только совестными усилиями родителей и д/с мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе.
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Времена года. Лэпбук
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Лэпбук на тему «Весна»
- Лэпбук на тему «Осень»
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Лэпбуки на тему «Зима»
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Темочки
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего детского возраста:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение связной речь.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представление ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.
Через познание окружающего мира ребёнок расширяет свое представление о предметах и явлениях природы, учится самостоятельно действовать, организовывать работу в подгруппах и группах, доводить работу до логического конца. Чтобы достичь определенных результатов ему невольно приходиться оперировать разговорной речью. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень познавательно-речевой активности и обогатить словарный запас дошкольника.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Из своего опыта работы хочу сказать, что дидактические игры по праву считаю одним из эффективнейших средств обучения. Они пополняют и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Поэтому мною было создано дидактическое пособие - лэпбук, одно из нестандартных форм работы по развитию речи и как средство формирования экологических представлений дошкольниками. Оно предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет.
Цель: формирование экологической культуры детей, развитие элементарных экологических знаний о природных объектах, воспитание бережного отношения к миру природы.
Пособие лэпбук представлено в виде книги, изготовленного из твердого картона. На каждой стороне книги представлены дидактические задания, которые ребенок может выполнять самостоятельно, в парах с другим ребенком, совместно с воспитателем или с родителем. Вся информация представлена в виде открывающихся окошек, кармашков.
В мой лэпбук вошли такие разделы как:
1. «Составь рассказ об осени». Детям предлагается составить рассказ об осени, используя мнемотаблицу.
2. «Расскажи об осени». Детям предлагается выбрать из предложенных картинок признаки осени, обосновать свой выбор.
3. «Назови животных нашего леса и их детенышей». Картинки с изображением диких животных. Дети достают картинки и рассказывают, как животные готовятся к зиме.
4. «Стихи и загадки об осени». Рекомендовано для заучивания и отгадывания с детьми.
5. «Пословицы и поговорки об осени». Рекомендовано для заучивания с детьми.
6. «Овощная корзина». Детям предлагается собрать урожай в корзину.
7. «Краски осени». Дети рассматривают разноцветные листочки, называют цвет.
8. «Составь картинку осени». Детям предлагается разрезная картинка на тему «Осень», предлагаем собрать целую по образцу. Развиваем внимание, речь.
9. «Лабиринты» - детям предлагается помочь животному подготовиться к зиме. Учимся составлять предложения. Развиваем мелкую моторику, внимание, речь детей.
10. «Что растет в огороде?» - дети составляют предложения, перечисляют, что растет в огороде по картинкам. Развиваем связную речь.
11. «Помоги белочке», дети помогают белочке развесить грибы, подготовиться к зиме. Развиваем мелкую моторику.
12. Пальчиковые игры на тему «Осень». Рекомендовано для заучивания наизусть, развиваем мелкую моторику, речь.
13. «Одежда осенью». Закрепить название одежды и обуви. Развивать внимание, память.
14. «Признаки осени в картинках» - детям предлагаются картинки, где они описывают какой-либо признак осени.
(Я все разделы не буду называть)
Информация в данных разделах помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме, а дидактические игры – отличный приём для повторения пройденного.
А сейчас давайте поиграем…
Лэпбук привлекает детей своим ярким оформлением и подачей информации в компактной форме. Задания оформлены эстетично, некоторые могут быть изменены или усовершенствованы. Данная работа помогает закрепить и систематизировать изученный материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук очень удобно использовать подгрупповой и индивидуальной ООД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Лэпбук - отличная форма, позволяющая привлечь родителей к совместному сотрудничеству и включению их в образовательный процесс, что является одним из принципов дошкольного образования, предусмотренных ФГОС.
По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.