Оксана Кузнецова
Лэпбук в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук в работе с детьми раннего возраста»
Воспитатель Кузнецова О. Н. первая квалификационная категория.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Публикация «Лэпбук в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является Лэпбук.
Лэпбук (lap — колени, book — книга). Если переводить дословно, то Лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми.
Лэпбук— это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
• Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
• Он информативен.
• Полифункационален: способствует развитию творчества, воображения.
• Пригоден к использованию одновременно группой детей.
• Обладает дидактическими свойствами
• Является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства.
• Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
• Структура и содержание доступна детям.
• Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.
2. Лэпбук это превосходный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
З. Подключая ребенка к созданию Лэпбука, мы помогаем ребенку делать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
5. Это просто интересно.
Сначала разобралась сама с Лэпбуком. Просмотрела много информации в интернете, т. к. таковых методических рекомендаций нет, есть авторские методики. Потом рассказала родителям на родительском собрании, на котором родители познакомились с интересным способом изготовления Лэпбука и его применения.
Первый, созданный мной лэпбук- это «Сказки».
В Лэпбуке есть рубрики :
- Собери картину.
- Чей хвостик?
- Отгадай загадку.
- Расставь правильно героев сказки.
- Поиграем в сказку.
- Раскраски.
- Кто это говорит?
- Герои какой сказки?
Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными.
Как же создать Лэпбук своими руками?
Работа над созданием Лэпбука происходит в несколько этапов.
1. Начинается всё с выбора темы. Она может быть любая:
-интересные события происходящие с ребенком
-увлечения детей;
-темы недели;
-литературные произведения;
-мультипликационные герои. Темы могут быть как общие так и частные.
2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, вот мой план для Лэпбука «Сказки».
1 .Познакомить детей с русскими народными сказками «Теремок», «Курочка Ряба»,
«Колобок» и т. д.
2. Рассмотреть иллюстрации к сказкам.
З. Загадывание и отгадывание загадок про животных.
З. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана.
То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжкахгармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п.
4. Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
Для создания Лэпбука вам понадобятся такие материалы:
картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата АЗ); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч;
степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.) :
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
Вот некоторые правила по созданию и оформлению Лэпбука :
1. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.
2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая Лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).
4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв Лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
5. В Лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.
6. Информация, содержащаяся в Лэпбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.
Каждый Лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как малыши воспринимают заданную тему.
Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в Лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь Лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Нами воспитателями и совместно с родителями в группе созданы 4 Лэпбука. На темы «Сказки», «В гостях у сказки», «Зимушка-зима», «Зима». Дети с интересом совместно со взрослым и самостоятельно в утренний и вечерний отрезок времени вне занятий рассматривают картины, собирают картины и пазлы. Дети рассуждают, отвечают на вопросы.
Мой небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Я настоятельно рекомендую всем использовать Лэпбук в своей работе.
А теперь давайте попробуем поработать на Лэпбуках, изготовленных нашими воспитателями и родителями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гатовская ДА. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] //
Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч.
конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162—164.
2. Силкина Е. Н. Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ /
Е. Н. Силкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://silkina.teacher38.ru З. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/02/ispolzovanie-lepbukov-v-proektnoydeyatelnosti