Татьяна Шеховцова
Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЭПБУК – необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ.
Шеховцова Т. С.,
МБДОУ ДС №123 «Тополёк», г. Ставый Оскол
Требования, предъявляемые ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, касаются организации, а так же обновления предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Публикация «Лэпбук как необходимый элемент в организации предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко-творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребёнка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию дошкольников, а так же является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, его успешной социализации в обществе.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения ООД, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей – это оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам.
Таким образом, среда должна :
• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребёнка;
• побуждать детей к деятельности;
• способствовать развитию самостоятельности и творчества;
• обеспечивать развитие субъектной позиции ребёнка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию подрастающего поколения, перед нами, педагогами, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками, ведь на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование интереса к созидательной деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное, и, как выяснилось незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать и в детском саду, и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его могут совместно делать взрослые и дети. Лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материала проекта, тематической недели или темы, выбранной детьми или педагогом.
Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может даже разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, но уже полюбившееся детям и педагогам, а также незаменимый предмет развивающей среды, который способен меняться в зависимости от темы, но и нести в себе много познавательной информации, которая может быть представлена в виде игр, заданий, содержащей много иллюстративной информации, а также художественного слова.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде :
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольникам, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребёнка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме:
- лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;
- это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;
- ребёнок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
- можно выбрать задания под силу каждому.
В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования лэпбуков :
- ребёнок самостоятельно собирает нужную информацию;
- структурирует большой объём данных;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;
- развивает креативность и творческое мышление;
- простой способ запоминания;
- объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
Эффективно использовать лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Чтобы лепбук служил для обогащения дошкольников новыми впечатлениями и знаниями, побуждал к активной творческой деятельности, при его создании и оформлении мы соблюдаем правила:
- эстетичность (оформлен аккуратно, красиво);
- долговечность (должен быть достаточно крепким);
- минимум подписей (никаких методических рекомендаций, лишней информации);
- все игры должны быть доступны пониманию детей;
- наличие удобно открываемых кармашков с «сюрпризами»;
- информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку и подобрана в соответствии с возрастом.
В своей группе мы создали несколько, соответствующих разным возрастам лэпбуков, их темы актуальны на сегодня и отлично дополняют развивающую среду. Это «Страна моя - Россия», «Здоровое питание – залог здоровья», «Времена года», «О правилах важных, пожаробезопасных», а также «Правила дорожные дети знать должны». Чтобы лэпбуки использовались достаточно долго, мы выполнили их из пластиковых панелей, обклеили самоклеющейся плёнкой, разместили разнообразные пластиковые и картонные кармашки с интересными играми и упражнения на развитие мелкой моторики, познания, речи, мышления, памяти, логики, воображения, загадки и стихотворения. Титульный лист каждого из них имеет название и яркие привлекательные иллюстрации.
Наш лэпбук : «Светофорик. Транспорт. Дорожные знаки» занял первое место среди лепбуков, подготовленных педагогами нашего ДОУ. Данный лэпбук предназначен для изучения детьми старшего возраста правил поведения на проезжей части, дорожных знаков и других средств обеспечения безопасности.
Содержание лэпбука :
1. Кармашек «Сигналы светофора»
Игра: «Отремонтируй светофор»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
2. Кармашек «Регулировщик»
Игра: «О чём сигналит регулировщик»
Цель: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); развивать у детей память, внимание.
3. Кармашек «Фликеры – наши друзья» (постоянно обновляется)
Цель: Формировать знания о необходимости и важности использования светоотражающих элементов для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения.
4. Кармашек «Участники дорожного движения»
Игра: «Водители и пешеходы»
Цель: формировать знания о правилах дорожного движения, уточнить представления о понятиях «пешеход».
5. Кармашек «Части дороги»
Игра: «Верно - неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах.
6. Кармашек «Городской транспорт»
Игра «Городской транспорт»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.
7. Кармашек «Общественный транспорт»
Игра: «Узнай по описанию»
Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).
8. Кармашек «Специальный транспорт»
Игра: «Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
9. Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки», «Дорожный экзамен»
Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь.
10. Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета»
Игра: «Повороты»
Цель: развивать координацию движений рук (вправо, влево, зрительное внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знаку в руках воспитателя.
11. Кармашек «Информационные знаки»
Игра: «Узнай знак»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.
12. Кармашек «Знаки сервиса»
Игра: Выполни поручение»
Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.
Благодаря использованию лэпбука дети многое узнали о правилах дорожного движения, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий развивать и закреплять полученные знания, это развитие фантазии, которая может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.
Лепбук помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.
В ходе работы с лепбуком педагог развивается сам, пополняет развивающую предметно-пространственную среду, знакомит педагогов-коллег с новым видом обучения и развития детей, заинтересовывает дошкольников и родителей.
Использование лепбука, как части развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занимает своё достойное место в системе дошкольного образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть с ней и в то же время незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Литература:
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. – 2015. – №4. – С. 29–30.
2. Гатовская Д. А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС» // Научный журнал «Молодой учёный» Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015 — С. 162-164.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
4. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
5. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.