Наталья Панченко
Лэпбук «Космос»
эпбук «Космос"
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего детства до старости.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию о космосе?
Публикация «Лэпбук „Космос“» размещена в разделах
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и возможностью использования инновационных подходов и методов в работе с детьми, мне очень понравилась идея создания тематических папок. Хочу представить вашему вниманию свое дидактическое пособие, в котором в доступной для детей форме, можно представить информацию о космосе, космонавтах, небесных светилах. В основу данного пособия легла детская любознательность и желание детей узнать о космосе.
Цель: Лэпбук «Космос» направлен на расширение представления детей о космосе, планетах солнечной системы, этапах освоения космоса. Развитие восприятия, внимания, мышления, воображения детей.
Задачи:
- Формировать у дошкольников познавательный интерес к космической сфере, базовые представления о космосе, приобщать детей к наследию космической отрасли.
- Уточнить представления о звездах, созвездиях и их разнообразии.
- Закрепить понятия о том, кто такие космонавты, на чем они летают в космос.
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни на Земле.
- Развивать навыки речевого общения, связанной речи, развивать умения: высказывать свое мнение о возникшей проблеме, вступать в дискуссию со взрослым и сверстниками, формировать и выражать свои мысли.
- Обеспечить формирование умения применять полученные знания в предметно – практической и игровой деятельности.
- Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Обогащение словаря: «космос», «солнечная система», «космическое тело», «метеорит», «комета», «галактика», «млечный путь», «созвездие» и т. д.
Предварительная работа: Изготовление совместно с детьми игр по теме «Космос». Беседы о солнце, Луне, звездах. Рассматривание картинок и плакатов с изображением звездного неба, планет Солнечной системы, созвездий. Заучивание с детьми стихов, загадок по теме «Космос». Рассматривание фотографий первых космонавтов, иллюстраций о космосе, рассматривание глобуса, сюжетно-ролевые игры, проект «Что я знаю о космосе».
Ожидаемые результаты: Усвоение знаний о космосе и о космическом пространстве, эмоциональное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Умение различать и называть планеты, звезды, созвездия, а так же знать первого летчика – космонавта Ю. А. Гагарина. Самостоятельное применение полученных знаний и умений в предметно – практической и игровой деятельности.
Пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и с подгруппой детей. Как демонстрационный материал и для самостоятельной игровой деятельности детей и как пособие для сюжетно – ролевых игр: «Путешествие в космическое пространство», «Путь к звездам», «Космодром».
Дидактическое пособие Лэпбук : «Космос» - это папка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками, в которые помещены материалы на тему «Космос».
Вот так он выглядит в закрытом виде.
Здесь собраны различные факты о космосе, космических телах, выдающихся советских космонавтах, что будет интересно детям и не только. Загадки и стихи, считалки, космические игры.
Игра «Разрезные картинки». «Как выглядят космические корабли»
Цель: развитие логического мышление, внимание, усидчивости.
Задачи:
- ориентироваться в свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развивать движение рук и мелкую моторику,
- развивать умения составлять целое из частей.
Игра: «Полезно – не полезно»
По желанию ребят пришлось так же немного дополнить. С ее помощью дети познакомились не только с рационом космонавтов, но также еще и расширили свои познания о здоровой и полезной пище, витаминах в ней содержащихся.
Космическая зарядка
Логоритмические упражнения «Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой, плавно покачивают руками вверху.)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (Ритмично постукивают руками по плечам.)
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят
(показываем звёзды, пальчики переплетаются)
(изображаем полё т ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Физминутка «Полет»
А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)
Улетаем на ракете (потянуться, подняв руки над головой)
На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)
А теперь руки вниз (опустить руки вниз)
Раз, два, три, потянись (потянуться)
Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте)
Психогимнастика «Солнце и тучка»
Вдох
За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)
Стало зябко и темно (выдох)
Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)
Мы теперь погреем ручки (задержать дыхание, выдох, расслабиться)
Дидактическая игра: «Подбери скафандр по размеру»
Ход: Перед вами космонавты. Покажите самого высокого, самого низкого и т. д. Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Давайте подберём им скафандры по размер.
Беседы: «Зачем космонавту скафандр», «Что такое скафандр»
Игра: «Собери ракету из палочек»
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
- создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт;
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Игра «Сложи ракету из геометрических фигур»
Цель: развитие логического мышления.
Задачи:
- продолжать учить находить пропущенную фигуру;
- закрепить знание геометрических фигур;
- воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
- развивать математические способности, мелкую моторику пальцев.
«Логические цепочки»
Цель игры: развитие логического мышления детей. Закрепление материала.
Игра «Солнечная система своими руками».
Это творческая игра, направленная на ознакомление детей со всей солнечной системой, с планетами и их расположением относительно солнца. Можно сделать свою собственную вселенную. Можно сделать большую на полу и использовать для сюжетно-ролевой игры. Необходимо наглядно предоставить ребенку солнечную систему на картинке в книге, предложив придерживаться той же расстановки планет. Ребенку можно предложить придумать свои планеты, дать им название и заселить их на свое усмотрение.
В середину моего Лэпбука – я вставила еще одну книгу.
«Это интересно» - информация об учёных, конструкторах, космонавтах, справочная информация о космосе, информация о солнечной системе, планетах, об основных понятиях космоса. А так же различные задания.
Игра «Найди тень».
Цель: Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления.
Задачи:
• Развитие конструктивного мышления
• Развитие приемов зрительного наложения.
• Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости.
Раскраски. Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, раскраски позволят детям развить и укрепить навыки рисования.
Задачи:
• развить художественный вкус,
• создать веселую и радостную атмосферу.
Игра «Дорисуй ракету». «Нарисуй ракету по плану»
Цель: развитие пространственных представлений, актуализация работы по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (вверх, вниз, вправо, влево).
Задачи:
• учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;
• развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания го;
• работать над развитием правильной, четкой и связной речью; активизировать слуховое восприятие и память;
• формировать навыки проектирования.
Игра «Лабиринты».
Цель: формирование логического и пространственного мышления, развитие внимания, обучение счёту.
Задачи:
• способствовать развитию логического и пространственного мышления,
• учить ребенка анализировать,
• развивать внимание,
• в игровой форме, обучать счету;
Кармашек с карточками по каждой из планет Солнечной системы.
На каждой карточке - данные о планете. Основные ее параметры: размеры, расстояние до Солнца, температура, длительность года и суток на ней, состав атмосферы, число спутников. И еще интересные факты. Ведь каждая планета уникальна в чем-то своем. Они такие разные, такие необычные!
Всю эту информацию можно просто принять к сведению для общей эрудиции. А можно поиграть с ней. например, устроить космическую викторину - отличное занятия для Дня космонавтики! И отвечать на вопросы друг друга, подготовленные по этим карточкам.
Подборка стихов и загадок
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Задание: Придумай рассказ «Один день из жизни космонавта»
Цель: Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.
• продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
• придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
• развивать диалогическую речь;
• Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде.
Детям очень понравился Лэпбук. Они с удовольствием отгадывали загадки, играли в разные игры, выполняли задания, заинтересовались космической едой и многим другим. И даже сами захотели стать космонавтами.
На основе этого Лэпбук можно организовать образовательную ситуацию. Так же можно использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.
Пособие ещё не закончено. Будет дополнятся и изменятся во время совместной деятельности детей, педагогов и родителей, самостоятельной деятельности детей и по инициативе детей.