МААМ-картинки

Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения по формированию краеведческих представлений

Андреева Галина
Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения по формированию краеведческих представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из основных источников формирования чувств патриотизма является краеведческое образование.

Публикация «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения по формированию краеведческих представлений» размещена в разделах

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступно краеведение.

Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Одно из самых важных условий работы по краеведению в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, экологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.

Чтобы достигнуть положительного результата, необходимо использовать разнообразные, новые формы организации образовательной деятельности.

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Что такое Лэпбук? Лэпбук (lapbook)– это сравнительно новое средство обучения из Америки. В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). В дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка, или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

В России внедрила эту технологию Татьяна Пироженко, для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Она дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал

Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии : одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1. Отвечает требованиям ФГОС ДОУ предметно-развивающей среде)

2. Отвечает направлениям партнерской деятельности:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе);

- привлечение родителей к сотрудничеству над созданием лэпбука;

Разновидности лэпбука.

По назначению:

•учебные; • праздничные; •автобиографические

•игровые • поздравительные,

По форме :

• с двумя разворотами; •книжка-гармошка;

•фигурная папка •с 3-5 разворотами;

Организация материала

стандартные кармашки;

обычные и фигурные конверты;

кармашки-гармошки;

кармашки-книжки;

окошки и дверцы;

вращающиеся детали;

высовывающиеся детали;

карточки;

стрелки;

пазлы;

чистые листы для заметок и т.

Зачем нужен Лэпбук? Все материалы Лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции:

- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; -позволяет самостоятельно собирать нужную информацию; - развивает креативность, творческое мышление, речь; -помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым; -помогает детям лучше понять и запомнить информацию; -позволяет сохранить собранный материал; -объединяет педагогов, детей и родителей.

Значение для педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. - способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. -способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение для ребенка:

-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме -способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме -способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

Как сделать лэпбук?

Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно взять «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т. п. Тогда получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми. Для детей старшего возраста- темы берут более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее, допустим снег, снегирь, санки…

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

Проект Лэпбук.

1. Целеполагание 1. Выбор темы

2. Разработка 2. Составление плана

3. Выполнение проекта 3. Создание макета и оформление

4. Подведение итогов 4. Презентация

Тема лэпбука : может быть разнообразной. И в тоже время она может быть общей и частной. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что Лэпбук должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Все это можно нарисовать на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

При создании лэпбука необходимо учесть :

-эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки); -долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);

-минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации); -приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»; К лэпбуку составляется паспорт. «Паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, используя функцию «Печать буклета». Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.

Составление плана и макета

Тема «Природа Калужского края»

Вид: живая (флора и фауна) и не живая природа

Стихи, сказки, загадки

Раскраски, трафареты

Пальчиковая гимнастика

Разрезные картинки

Дидактические и речевые игры

Красная книга Калужской земли

Оформление.

Размещение материала на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.

Я использовала папки-конверты.

Содержание лэпбук включает в себя :

Обложка. Рисунок природы.

Цель: наглядно показать, как выглядит живая и не живая природа

В центральной части расположены символы Калужского края (с описанием).

Цель: знакомство детей с флагом, гербом и картой района, со значением изображенных символов их цветом и обозначением, наглядно показать, как выглядит район на карте.

Также в этой части находятся папки-конверты с материалом, которые используется при работе над темой:

1. Животный мир Калужского края.

2. Растительный мир и грибы Калужского края.

3. Заповедные места и водоёмы Калужского края.

4. Правила поведения в лесу и на природе. Экологические знаки.

5. Картотека по развитию связанной речи, логического мышления и памяти на тему «Дикие животные и растительный мир».

6. Раскраски. Трафареты.

Цель: знакомство детей с информацией о флоре и фауне Калужского края; привитие чувства любви и привязанности к родному краю и умение восхищаться красотой его природы; воспитание чувства гордости за свою малую родину.

На развороте слева расположены папки-конверты:

1. Картотека пальчиковых игр на тему «Животные».

2. Стихи, загадки, пословицы и поговорки на тему «Дикие животные и растительный мир».

3. Дидактические игры на тему «Дикие животные и растительный мир».

Цель: прививать любовь к родному краю через чтение художественной литературы. Учить понимать стихотворные произведения; включаться в игру по содержанию стихотворения; создавать у малышей радостное настроение. Развитие слуховой памяти. Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, закреплять в речи названия животных, закрепить использование слов, обозначающих качества и действия животных. Развитие мелкой моторики рук, координации движений пальцев рук. Дидактические игры: собери картинку и пазлы - развивают мелкую моторику рук и координацию движений, развивает логику, формирует навыки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность, воображение и фантазию. Дидактические игры развивают интерес, зрительное внимание, мышление, память, речь детей.

На развороте справа расположены папки-конверты в которых находится материал о животном и растительном мире Калужского края.

Цель: знакомство с красно книжными растениями и животными района; развитие творческих способностей, воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину.

Получился собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, закрепление знаний о нашем крае.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения по формированию краеведческих представлений
Опубликовано: 7 мая 2022 в 10:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения по формированию краеведческих представлений» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Галина (УИ 1415182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД