Штинова Ольга
Инновационный проект «Рационализация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
(оздоровительный, практико-ориентированный)
по теме:
«Рационализация физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы ДОУ с применением ИКТ».
Сведения о проекте дошкольной образовательной организации
Публикация «Инновационный проект „Рационализация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В результате реализации проекта будет разработана и апробирована модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ. В проекте используются разработки Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т., Кудрявцева В. Т. В основе построения физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный Общеобразовательной программой МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок», с учетом Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
Тип проекта : оздоровительный, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (2015-2017 г. г.,
Апробирование проекта проводится на базе МКДОУ «Светловский детский сад «Светлячок»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители детей).
Объект исследования: система оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.
Цель:
Рационализировать физкультурно – оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы ДОУ с применением ИКТ.
Задачи :
- разработать вариативные формы работы с применением информационных и коммуникационных технологий для оздоровления детей старшего дошкольного возраста;
-разработать и внедрить модель оздоровления детей старшего дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;
- разработать методические рекомендации по оздоровительному воздействию физических упражнений на организм детей старшего дошкольного возраста в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях с использованием ИКТ.
Основная идея иновационного проекта :
Применение вариативных форм работы с применением ИКТ будет способствовать оздоровлению детей дошкольного возраста, при этом учитывая закономерности формирования двигательных умений и навыков у дошкольников;
Ожидаемые результаты:
- по результатам сравнительного анализа полученных данных, систематизации и обобщении результатов разработать модель оздоровления детей дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ.
- издание статей педагогических инноваций организации здоровьесбережения в ДОУ на основе использования вариативных форм работы в ДОУ с применением ИКТ;
- снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;
- активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
- повышение уровня физической подготовленности детей, снижение утомляемости детей.
Практическая значимость проекта
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, в системе повышения квалификации работников дошкольного образования
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:
- принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении;
- принцип системности и сезонности;
- принцип деятельностного подхода – каждый ребенок является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых;
- принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности;
- принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов;
- принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений.
Проект имеет следующие направления:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление педагогов и родителей с задачами физкультурно - оздоровительной работы с применением ИКТ. Изучение программ, документов, проектов по данной проблеме. Участие в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению рационализации образовательного процесса.
Методический: предполагает взаимное ознакомление с методами и формами осуществления физкультурно – оздоровительной работы (посещение родителями непосредственной образовательной деятельности детей с последующем обсуждением).
Практический: выражается в использование современных физкультурно – оздоровительных методов в работе.
Предпосылки формирования универсальных учебных действий в проекте :
Предпосылками личностных УУД являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.).
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
Предпосылками познавательных УУД являются:
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.).
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
№
п/п Наименование нормативно-правового акта Основные положения
1. Закон РФ «Об образовании» - воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации;
- обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
2. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения ; среда обитания человека;
-факторы среды обитания;
- благоприятные условия жизнедеятельности человека;
- безопасные условия для человека;
- санитарно-эпидемиологическая обстановка;
Указ Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»
-защиты жизни и здоровья населения в случае возникновения стихийных бедствий, техногенных катастроф;
-охраны и улучшения условий труда;
-совершенствования оказания скорой и неотложной медицинской помощи;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) провести оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе за счет:
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей.
Основные риски инновационного проекта
п. п Основные риски инновационного проекта Пути их минимизации
1. Отсутствие мотивации у детей
Внедрение механизмов поощрения и стимулирования
2. Недостаточная ориентированность педагогического персонала в современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологиях.
Прохождение курсов повышения квалификации
4. Некомпетентность родителей в вопросах в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Планомерная систематическая работа с родителями.
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно–методическое, материально – техническое обеспечение.
Кадровые ресурсы:
- курсы повышения квалификации по здоровьесбережению.
- привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта.
Научно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации по работе с детьми и родителями;
- методические рекомендации для детей и родителей по здоровьесбережению;
- рекомендации и литература необходимые для разработки индивидуальных образовательных программ.
Материально-технические ресурсы:
-оборудование спортивного зала;
- оборудование спортивной площадки;
- оборудование групповых уголков здоровья.
-компьютерная и множительная техника.
Социальные партнеры проекта :
1. Спортивный комитет по спорту Светловского сельского поселения, под руководством инструктора по спорту Светловского сельского поселения Хурамшиным Ф. М.
2. Ледовый спортивный комплекс под руководством тренера по хоккею Хурамшина Ф. М. и Афонина В. И.
3. МУЗ Чесменская ЦРБ врачебная амбулатория с. Светлое
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта.
• Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
• Изучение (анкетирование) потребностей родителей;
• Мониторинг физической подготовленности детей;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий;
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
Основной этап:
Реализация проекта в различных видах деятельности.
Заключительный этап:
• Подведение итогов.
• Создание фоторепортажа по проекту.
План реализации инновационного проекта
№ Этап проекта
Мероприятия проекта Содержание мероприятия Сроки реализации Ожидаемые результаты Необходимые условия
1. Диагностический этап Диагностика физического развития детей Медико-педагогическая диагностика детей при помощи специальных тестов Сентябрь,
Май - ежегодно Выделение группы здоровья для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений детей Помещение, оборудование, тесты, детская мед. сестра МОЗ Чесменской ЦРБ врачебной амбулатории с. Светлое
2. Основной этап
(опытно-экспериментальный)
Утренняя гимнастика
– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
– с использованием простейших тренажеров: детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)
Сентябрь-апрель
ежегодно Физическое развитие детей, стимулирование умственной работоспособности, развитие двигательных способностей детей. Спортивный зал.
- резиновые и набивные мячи,
- скакалки,
- детские гантели,
- гимнастические палки,
- обручи,
- ИКТ
-Спортивная площадка.
Спортивный зал.
- тренажеры,
- шведская стенка,
- съемные баскетбольные щиты с корзинами,
канаты,
- резиновые и набивные мячи,
- скакалки,
- детские гантели,
- гимнастические палки,
- обручи,
- воротца для подлезания,
- горизонтальные и вертикальные мишени для бросания предметов в цель.
- ИКТ
-Спортивная площадка.
-Физкультурный уголок в группе
Физкультурные занятия
Элементы - стречинга;
- аэробики;
- кинесеологии;
- валеологии;
- пальчиковой гимнастики;
- гимнастики для глаз;
- дыхательной гимнастики;
- релаксации
- упражнения на коррекцию осанки и стопы;
- массаж и самомассаж;
- весёлый тренинг и элементы психогимнастики
Двигательная активность на прогулке
Подвижные игры с детьми
Закаливание - утренний прием на свежем воздухе, гимнастика (теплый период);
- оздоровительная прогулка;
- воздушные ванны;
- ходьба по тропе здоровья;
- воздушные ванны с упражнениями (теплый период);
- сон с доступом свежего воздуха;
- умывание в течение дня прохладной водой;
- полоскание рта прохладной водой;
- хождение босиком до и после дневного сна;
- обтирание водой;
- хождение босиком по «дорожке здоровья» (массажные коврики) после дневного сна;
- солнечные ванны теплый период).
3. Заключительный
(обобщающий) Повторная диагностика детей Медико-педагогическая диагностика детей с целью выявления результатов проекта. Май 2017 года Уровень физического развития детей повысился, укрепилось здоровье. Тесты, наличие специалистов детская мед. сестра МУЗ Чесменской ЦРБ врачебной амбулатории с. Светлое
Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе рационализации дошкольного образования. В дошкольном учреждении должен осуществляться комплексный подход в оздоровлении детей. Организация лечебно-профилактической работы, проведение физкультурных занятий, валеологическое просвещение воспитанников должны идти одновременно.
На промежуточном этапе были решены многие актуальные проблемы как в физическом воспитании дошкольника, так и в приобщении родителей к оздоровительной работе :
- возникновение потребности в здоровом образе жизни;
- появление интереса к физкультурной деятельности;
- повышение уровня физического и психического здоровья детей;
- снижение количества дней, пропущенных по болезни;
- нормализация общей и мелкой моторики;
- положительный результат темпов прироста физических качеств;
- повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Таким образом, на промежуточном этапе проекта рационализация физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования вариативных форм работы ДОУ с применением ИКТ способствует оздоровлению детей старшего дошкольного возраста.