Регина Борзова
Сценарий мероприятия «Чуткость — человечности и основа»
▼ Скачать + Заказать документы
Лучший авторский сценарий мероприятия
Чуткость – человечности и основа
Автор:
Борзова Р. А, воспитатель
г. Арзамас
Мы живем в очень сложное время. Люди, видимо, из-за своих проблем стали настолько агрессивными, что часто забывают о человечности. Во все трудные периоды жизни их поддерживала вера или в Бога, или в светлое будущее. Замечательно, если этим светлым будущим является продолжение рода, достойное воспитание детей. В семье обычно воспитывается один ребенок, реже – два и иногда – три и более.
Публикация «Сценарий мероприятия „Чуткость — человечности и основа“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Во ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Воспитатели обязаны донести до детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку стать добрым, чутким, отзывчивым, почувствовать себя сопричастным к прекрасному, что открывается для него в этом мире.
Место занятия в программе дошкольного образования:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Духовно-нравственное воспитание занимает огромное место в программе. У современных детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии, чуткости. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера. Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры:
В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях. К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра; гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание; естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления; культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, наглядность, активность, систематичность, практичность и ответственность.
Формы проведения занятий: сюжетно-ролевые игры, диалоги.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Предполагаемый результат:
Систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию, думаю, позволит достигнуть следующих результатов:
стабильность психического развития;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству; знания духовных и нравственных ценностей, проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.
Цель: формирование общечеловеческих нравственно-гармоничных ценностей
Задачи:
• формировать необходимый социальный опыт детей.
• корректировать и компенсировать недостатки эмоционально-волевой сферы воспитанников на основе проблемных ситуаций;
• воспитывать ответственность за свои поступки и действия;
побуждать детей к совершению добрых дел;
Ход НОД
Программное содержание:
Углублять представление детей о чуткости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Предварительная работа:
Чтение сказок, художественных текстов о нравственности, беседы на нравственные темы, знакомство с заповедями (Библия, работа с иллюстрациями, обыгрывание жизненных ситуаций.
Материалы и оборудование:
аудиозапись песни «РОДИНА МОЯ» ( Автор: Роберт Рождественский,муз. Давид Тухманов, аудиозапись сказки «Петушок – золотой гребешок», репродукция картины В. Васнецова «Спящая царевна», лист с изображением домика, куда будут вставлять слова
Интеграция направлений развития ФГОС:
социально-коммуникативное (развитие общения и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, познавательное (развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, речевое (развитие диалогической речи, художественно-эстетическое (весёлая мелодия, физическое (выполнение упражнений).
Интеграция основных видов деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая.
Интеграция областей: художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.
1. Организационный этап:
Дети входят в зал под музыку песни «РОДИНА МОЯ» ( Автор: Роберт Рождественский,муз. Давид Тухманов) и становятся полукругом лицом к зрителям и громко произносят:
1 участник: Я, ты, он, она:
Все вместе: Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья!
2 участник: В слове «МЫ» – сто тысяч
Все вместе: «Я»,
Воспитатель:
- Дружная семья. А чтобы быть настоящей дружной семьей, какие качества должны быть у каждого из вас.
Ответы детей:
- Мы должны быть добрыми друг к другу.
- Ответственными.
- Чуткими.
2. Основной этап.
3. Воспитатель:
-Хорошо! То есть мы должны соблюдать заповеди, написанные в великой книге Библии. А что такое чуткость? Давайте сегодня подумаем, что же обозначает это слово.
- Слово это, ребята, произошло от собственно русского слова «чути», которое восходит к общеславянскому, и оно сохранилось в других славянских языках (белорусском, украинском,что обозначает «слышать», «ощущать». С таким же значением есть и в русском языке слово - «чуять». Помните, в сказке баба-яга говорит: «Чую, русским духом пахнет». Это как понять?
Ответ детей:
- Она ощущает, чувствует запах человека. 4. Издалека слышится шум и крик:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня.
Воспитатель:
- Слышите? Ах, как же быть?
Ответ детей:
- Не беспокойтесь: кот и дрозд спасут петушка. Это из сказки «Петушок – золотой гребешок».
Воспитатель:
- Как же объяснить их поступок?
Ответ:
- Кот и дрозд проявили отзывчивость, чуткость!
Воспитатель:
- Ребята, перед вами домик с фундаментом. Фундамент – это основа дома. На нем написано какое слово, кто может прочитать? (Ребята читают)
- Правильно, «ЧУТКОСТЬ». Давайте вставим выше слова, которые вы сейчас сказали, т. к. чуткость – это?
Ответ детей: Отзывчивость, доброта.
5. А сейчас послушайте сказку Т. Лукашовой.
«Мальчик - Огонек».
Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.
Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.
Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.
Что делать?
Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька».
Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.
Остались на песке только черные угольки.
Воспитатель:
- Как вы оцените действия Огонька?
Ответ детей : - Он добрый, отзывчивый.
-Он бдительный, внимательный, чуткий!
Воспитатель:
- Но сказка еще не вся! Слушайте дальше:
Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика - Огонька, у которого было большое любящее сердце.
Воспитатель:
- Что вы можете сказать о солнышке?
Ответ детей : - Оно тоже внимательное, бдительное, доброе, чуткое!
Воспитатель:
- Да, ребята, я с вами согласна: солнышко доброе, внимательное, оно быстро заметило, что с Огоньком случилась беда, быстро среагировало на это страшное происшествие и спасло его.
- Какие слова мы установим на домике?
Ответ: - Внимательность, бдительность. (Эти слова устанавливают на домике)
Воспитатель:
- А что такое бдительность?
Ответ:
- Бдительность есть у тех, кто быстро может сообразить, как помочь кому-либо.
- Бдительный, т. е. внимательный
Воспитатель:
Бдительность
(ст. -слав. – блюсти) – это психическое состояние, а также нравственно-волевое качество личности, выражающее готовность человека быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события.
–Ребята, хочу вам предложить такую ситуацию: вы идете по тротуару, посередине лежит камень, как вы поступите? Вы наступите на него?
Ответы детей:
- Нет. Я обойду его.
- А я брошу его на дорогу, а то еще кто-нибудь споткнется и может упасть.
- Нельзя этого делать: там машины будут его объезжать, я его отодвину на обочину или брошу в какое-нибудь место, где он никому не будет мешать.
Воспитатель:
- Молодец, Илюша, ты принял правильное решение. Какие качества, ребята, есть у Илюши?
Ответы детей:
- Бдительность, чуткость. Он поставил себя на место тех людей, которые могли получить травму, споткнувшись об этот камень.
Воспитатель:
-Ребята, а в каких сказках вы можете найти таких героев, которые проявляют внимательность, отзывчивость, бдительность, доброту, чуткость? Кто хочет рассказать сказку?
Елисей: - Можно я расскажу сказку про ежика?
Воспитатель:
- Хорошо, рассказывай. Написала ее тоже Татьяна Лукашова.
- Жил-был ежик. С ним никто не хотел дружить: ни лиса, ни медведь, ни заяц. Все находили в нем какие-то недостатки. Однажды случилась беда с лисой: за ней погнался охотник. Ежик спас лису, проявив отзывчивость, бдительность, чуткость : он бросился под ноги охотнику, тот упал, а лиса убежала.
Воспитатель:
- Ребята, вы эту сказку слышали раньше. Скажите, кроме отзывчивости, бдительности, какое качество проявил ежик?
Ответы детей : - Участливость, сочувствие. (Слова вставляют в домик)
Воспитатель:
- А мне вот такие слова пришли в голову:
Ежик чуткость проявил, оказался он сметлив:
Сразу понял он опасность и лисичку выручил!
- А как понять слово «сметливый»?
Ответ: Это значит быть догадливым.
Воспитатель:
- Правильно! Мы с вами не случайно услышали это слово.
Перед нами фрагмент картины знаменитого и уже знакомого нам русского художника Виктора Васнецова. Рассмотрите ее, что на ней изображено?
Ответы детей:
- Мы эту сказку слушали. Это сказка о спящей царевне.
Воспитатель:
- Да, ребята, эту сказку я вам читала. В центре картины мы видим царевну, которая спит на красивом ложе. Около нее внизу прикорнула маленькая девочка. До сна она, скорее всего, читала вслух “Голубиную книгу” - произведение, в котором, по легендам, содержатся тайны мироздания. Но познать его суть неподвластно обычным людям. Девочка волнуется за спящую царевну, уколовшуюся веретеном злой колдуньи и впавшую в очень долгий сон (300 лет). Девочка очень хочет, чтобы вся история закончилась к радости и счастью. Она понимает, что все будет для этого делать, насколько хватит ее сил. Под ее головой «Голубиная книга». Эта книга загадочная. Она в форме ответов и вопросов рассказывает о том, как произошел мир, люди, что с ними будет. Девочка, очевидно, пытается найти в книге ответ, когда же проснется царевна, как этому помочь.
Кстати, обратите внимание, что девочка - единственная, кто спит с полуоткрытыми глазами. В. Васнецов глубоко верил в Бога и считал, что только дети способны понять и услышать христианскую правду.
- Как вы думаете, ребята, сможет ли девочка найти ответ на свой вопрос?
Ответ детей:
- Нет, потому что это трудно.
- А я, думаю, сможет, ведь вы же только что сказали, что художник верил в детей. Если он написал такую красивую картину, значит он был уверен, что девочка разгадает тайну.
- Молодец, Ульяна, В. Васнецов – гениальный художник, а талантливые люди талантливы во всем, поэтому мы можем предположить, что он был уверен: дети могут все: быть сметливыми, добрыми, смышлеными, чуткими, умеющими поставить себя на место другого человека и почувствовать его беду, то есть проявить эмпатию.
- Как вы думаете, ребята, какого слова не хватает на домике?
Ответ детей: - Эмпатия.
Воспитатель:
- Что же обозначает это слово?
Ответы детей : Это чуткость, отзывчивость.
Воспитатель:
- Да, ребята, эмпатией называют способность замечать и понимать чувства окружающих людей, сочувствовать им или разделять их эмоции.
- Ребята, а какое правило мы с вами изучили, которое зовет проявлять чуткость?
Ответы детей:
- Золотое правило.
Воспитатель:
- Что это за правило?
Ответы детей:
- Делай так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой.
Воспитатель:
- Совершенно верно. Золотое правило нравственности — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий:
Воспитатель:
- Итак, мы сегодня проясняли слова. Сложили домик из слов, так что же такое чуткость? Давайте ответим на этот вопрос, играя. Мы образуем с вами полукруг, я буду бросать вам мячик, а вы будете называть слова, которые входят в значение слова ЧУТКОСТЬ.
3. Заключительный этап.
Итак, чуткость – это. ?
- доброта
- отзывчивость
и т. д.
Дети читают стихи Ц. Вайнер
1-й участник:
Чуткость - человечности основа,
В ней и красота, и доброта.
Чуткость - это ласковое слово
И души прекрасной теплота.
2-й участник:
Чуткость - это жизнь без осуждений,
Это помощь в самый трудный час,
И от всей души без сожалений,
Не единожды, а много раз.
3-й участник:
Чуткость - это дружба. без сомнений,
Это в час любой и день любой,
Без раздумий и без размышлений,
Друг вас защитит своей рукой.
4-й участник:
Чуткость - человечности основа,
Чуткость - сострадание без слов,
Чуткость ненавидит ложь, готова
Даже на прощение грехов.
5-й участник:
Какое счастье – помогать
Делами, чувствами, мечтами,
Ошибки ближнего прощать,
Молиться Богу пред свечами…
6-й участник:
Какое счастье – просто жить
На этой маленькой Планете,
Любить, мечтать, страдать, творить,
И друг за друга быть в ответе…
Эти строчки сочинила русская поэтесса Цели Вайнер
Все вместе:
-Будьте чуткими!
Использованная литература:
1. Григорьева М. Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. 2. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. - М. : ЛИНКА- ПРЕСС,2000.
3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. - М. : Просвещение, 1999.
4. Сухомдинский В. А. «Как воспитать настоящего человека. М: Педагогика,1990
5. Стихи Цели Вайнер (Интернет-ресурсы)