Сыйлыхан Бальгишиева
Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ и аппликации в старшей группе «Птицы Югры из Красной книги»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»
Конспект интегрированного НОД по ФЦКМ и аппликации
в старшей группе 6-7 лет
Тема «Птицы Югры из Красной Книги»
Разработал:
воспитатель,
Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна
г. Сургут
2021 год
«Птицы Югры из Красной Книги»
Публикация «Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ и аппликации в старшей группе „Птицы Югры из Красной книги“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Красная книга
- Красная книга. Конспекты занятий
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Аппликации
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Цель: дать представление детям о редких видах птиц ХМАО-Югры, занесенных в Красную книгу.
Задачи: закрепить знания у дошкольников об особенностях жизни птиц Сибири в зимних условиях и их роли в природе, в жизни людей;
совершенствовать речь детей как средства общения;
расширить, уточнить и активизировать словарь по теме;
развивать мышление, мелкую и общую моторику;
создать доброжелательный настрой при совместной деятельности;
воспитывать любознательность, умение договариваться, слушать товарищей;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание с детьми на иллюстрациях зимующих птиц;
рассматривание с детьми учебного пособия «Моя Югра»;
беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке, о бережном отношении к пернатым зимой;
чтение художественной литературы по теме;
заучивание стихотворений о птицах;
рисование редкой птицы, занесенной в Красную книгу; подготовить рассказ о ней;
изготовление деталей для создания из бумаги глухаря.
Материал и оборудование: презентации «Редкие птицы Югры», мультимедийная установка, иллюстрации с изображением разных времен года, материал для изобразительной деятельности детей (изготовленные заранее вместе с детьми детали для склеивания глухаря
Словарь по теме: тайга, глухарь, орлан-белохвост, скопа, филин, стерх, краснозобая казарка, бахрома.
Ход НОД.
Минутка вхождения:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе привет!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник. /С. Маршак/ (Дети определяют время года, о котором идёт речь в стихотворении, называют его признаки).
- А сейчас посмотрите на картины. Рассмотрите их и выберите картину о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
(Снег потемнел, кое-где видна земля, небо голубое, ярко светит солнце, журчат ручьи, прилетели птицы)
- А какие приметы весны вы ещё знаете? (ответы детей).
- А без кого весна, не весна? (Без птиц)
- А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (дети перечисляют). Как мы называем птиц, которые зимуют с нами? (Птицы, которые зимуют с нами, называются зимующие)
- Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Птицы, которые прилетают, к нам из тёплых краёв называются перелётными)
- Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше)
- А как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Некому будет защищать сады, леса, парки, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен)
- Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром. Как люди вредят природе? Ломают ветки деревьев, рвут красивые цветы, разоряют гнёзда птиц, ловят для своего развлечения бабочек, стрекоз, разных жуков. Скажите можно ли так вести себя?
Дети: Нет нельзя.
Воспитатель: Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в вашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.
Презентация «Птицы Югры»
1. Слайд: Красная книга.
В Красную книгу Югры занесено 33 вида птиц!
2. Слайд: Орлан-белохвост.
Самая крупная птица, прилетающая на летний сезон в Югру. Внешне очень похож на орла.
Рыба- главная добыча орлана, но может нападать и на других животных, с которыми может справиться – на уток, зайцев. Завидев рыбу орлан стремительно летит вниз и как бы подчерпывает её ногами. Если рыба плавает глубоко, то орлан на мгновение погружается в воду. Занесена в Красную книгу.
3. Слайд: Скопа
Эта птица – самый крупный и редкий вид из соколиных. Рацион полностью состоит из рыбы. Птица не пьёт воду- потребность в ней восполняет свежая рыба. Иногда может охотиться на змей, ондатр, полёвок. Птица перелётная. Занесена в Красную книгу.
4. Слайд: Филин
Знамениты своей способностью вертеть головой: они умеют поворачивать ее на 270 градусов, т. е. практически делают полный оборот головой вокруг шеи. Это позволяет им замечать все, что происходит рядом с ними. Глаза филина приспособлены видеть даже в темноте.
Занесен в Красную книгу.
5. Слайд: Стерх
Белоснежный крупный журавль с красным клювом. Один из символов Югры. Он украшает герб Ханты-Мансийска. Птица гнездится только на территории России, в Якутии и Западной Сибири. Зимой улетает в Индию и Иран. Длинные ноги помогают ему легко передвигаться по заболоченной местности, и тонкий клюв — превосходное орудие для добычи пищи. Стерх питается как растительной, так и животной пищей. В отличие от других журавлей, стерх никогда не кормится на полях.
6. Слайд: Краснозобая казарка.
У этой птицы красивая пёстрая окраска. По бокам головы, по шее и зобу идёт яркое рыжее пятно, за это она и получила своё название. Занесена в Красную книгу. Питается исключительно растительной пищей, поэтому она поздно прилетает к нам на север. Уже в середине сентября пернатые начинают отлет к местам зимовок. Во время этого перелета птица поедает озимые и корешки растений. Таким образом, в тундре они проводят чуть более 3-х месяцев.
7. Слайд : Глухарь
Питаются разнообразно: насекомыми и семенами, почками и ягодами, травой и побегами, листьями. Зимой основной едой для них является хвоя. К зиме в желудке у глухарей можно найти песчинки и мелкие камешки, они там не случайно, едят песок и камешки глухари специально, чтобы легко переваривать хвою и орешки, которыми они питаются зимой. Ведут оседлый и одиночный образ жизни. Только к зиме собираются в небольшие группы и могут кочевать на небольшие расстояния. А когда наступают лютые морозы, то он без раздумий ныряет в снег и зарывается в нем.
Физкультминутка
Давайте немного отдохнем и превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте птички на лужок
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка. (Бегают на носочках друг за другом)
Полетели птички
Птички-невелички. (Размахивают руками)
Птички летают.
Устали не знают.
Стоп! (Останавливаются, приседают)
Сели птички на дорожку.
Поклевали птички крошки. (Стучат пальцами по полу)
«Клю - клю, поклюем, потом песенку споем»
Изготовление глухаря.
Воспитатель подводит детей к макету лесной поляны.
- Сегодня мы с вами попали на лесную поляну. Здесь живет глухарь, но ему одному очень скучно. Давайте мы с вами поможем ему.
Дети рассаживаются за стол с заготовками и под руководством воспитателя склеивают составные части глухаря. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на последовательность работы.
1. Прямоугольный лист черной украшенной бумаги размером 20х14 см дети складывают гармошкой - хвост глухаря. Складывают гармошку пополам и склеивают. Получается веер.
2. К голове глухаря приклеивают красные брови.
3. Грудку и крылья надрезают бахромой.
4. К туловищу (цилиндру из черного картона) приклеивают хвост.
5. Затем приклеивают голову и крылья. Расправляют бахрому-перышки. Немного изгибают крылья.
Дети показывают получившихся глухарей.
- Вы большие молодцы, ребята. Давайте поселим наших глухарей на поляне. Теперь нашему глухарю не будет скучно на полянке, у него появилось много друзей.
Подведение итогов.
- Понравилось вам сегодня, ребята, на нашем занятии?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы для себя узнали сегодня?
- Кому мы сегодня помогли?