ира нагорняк
Дидактическое пособие из фетра «Умная сумочка» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие -" Волшебная сумочка"
Публикация «Дидактическое пособие из фетра „Умная сумочка“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2023
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста, позволяют развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификацию, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Дидактическое пособие предназначено для детей 3–5 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи: Обучающие:
1. Формировать представления детей об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
2. Учить детей анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
3. Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательные интересы;
2. Развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения, обогащать чувственный опыт;
3. Развивать любознательность;
4. Развивать воображение и творческую активность;
5. Развивать внимание, память, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности;
2. Воспитывать в детях умение получать положительные эмоции в процессе игры.
Ценность методического пособия :
Многофункциональное пособие – «Умная сумочка» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
«Умная сумочка» удобна в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;
За счет того, что все листы книги – отдельные, книга – с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений пособие можно будет использовать и с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Описание пособия :
Пособие представляет собой педагогическую сумочку, состоящую из мягких страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, прищепки, липучки, ленточки, застёжки.
Методические приёмы работы с дидактическим пособием
Работу с данным дидактическим пособием рекомендуем проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.
2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами книги.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данными пособиями, привлекают друг друга к совместной деятельности.
Варианты игровых заданий разделены на блоки.
Блок №1 «Количество и счет»
Дидактическая игра «Сосчитай овощи на грядке»
Цель: Учить детей считать в пределах 5; закреплять знания цифр в пределах 5; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;
Материал: Панно с 5 карманами, овощи (капуста, помидоры, огурцы, перец, морковь)
Первый вариант игры: Взрослый показывает цифру и предлагает положить в корзинку столько же овощей.
Второй вариант игры: Каждый ребенок произвольно складывает овощи в кармашки, а затем отвечает на вопрос взрослого, сколько он собрал в кармашке овощей.
Третий вариант игры: Взрослый показывает цифру, например, 3 и предлагает ребенку собрать на один овощ больше, то есть четыре; или на один меньше, то есть два.
Правила игры: ребенок должен быть внимательным, пользоваться своими фигурками и своей карточкой в игре, хорошо считать.
Дидактическая игра «Зайка собирает овощи».
Цель: Обучение детей счету; сравнению количеств; понятиям «больше - меньше», «много - мало».
Материалы и оборудование: Овощи из фетра одинакового размера, но разного цвета, 5 кармашков, игрушечный зайка.
Содержание: Разложите на столе овощи. Один ребенок собирает капусту, другой -морковь, огурцы. Посчитайте их. Потом сравнить, у кого овощей больше. Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Обыграть ситуацию можно и с зайчиком.
Дидактическая игра «Помоги собрать урожай».
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материалы и оборудование: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
Содержание: Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую - овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Дидактическая игра «Сказочный поезд»
Цель: упражнения детей в прямом и обратном счёте до 10, закрепление знаний о цифрах до 10
Материалы и оборудование: Из фетра вырезается силуэт поезда с вагонами, на каждом вагоне имеется кармашек для цифры.
Ход игры: Некоторые вагоны потеряли свои цифры. Детей просят помочь вагончикам и подобрать нужную цифру.
Игра с поездом подойдёт для изучения и закрепления порядкового счёта.
Дидактическая игра : «Отгадай число».
Цель: подготовка детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; закрепление навыков определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
Дидактическая игра «Сосчитай и покажи загаданное число»
Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете.
Игровой материал представляет собой полотно с цветком и с десятью лепестками, на лепестках изображены цифры, которые нужно поставить в порядке возрастания.
Ход игры: Дети, сегодня у нас в гостях Петрушка, он просит помощи. Ребята из соседнего детского сада подарили ему картинку с цветком, а у цветка все лепестки перепутались. Давайте поможем Петрушке, сосчитаем и подберем нужную цифру и поставим правильно.
Блок №2 «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Черепашка, матрешка, домики»
Цель: Обучение умению различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Удерживать в памяти свойства геометрических фигур.
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадала»
Цель: Упражнения детей в назывании геометрических фигур. Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию. Материал: геометрические домики
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек. Ребенок находит нужную карточку и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какую-либо геометрическую фигуру.
Дидактическая игра «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материалы и оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры.
Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Блок №3 «Цветовосприятие»
«Радуга - Павлин»
Цель: Закрепление умений отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»
Материалы и оборудование: картинка павлина с разноцветным хвостом и семь кругов разных цветов из фетра;
Правила игры: 1 способ : ребенок может самостоятельно откреплять и прикреплять различные предметы и называть их, либо воспитатель называет предмет, который надо открепить.
2 способ : ребенок должен подобрать цвета кругов к цветам хвоста павлина.
3 способ : проговаривать количество кругов, отставших на картинке (один, много, не одного).
Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящую из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.
Дидактическая игра «Цветное мороженое»
Задачи:
• обогащать знания детей о цвете, о количестве (один, много);
• обогащать словарь существительными – названиями цветов и прилагательными, обозначающими вкус мороженого (банановое, малиновое и пр.);
• развивать быстроту реакции, внимания и мышления.
При работе с данным пособием ребенок должен выполнять следующие игровые действия: найти мороженое названного цвета; названного вкуса, определить, много или один фрукт (ягода) потребовалось для изготовления.
Блок №4 «Сенсорика»
Дидактическая игра «Забавные прищепки»
Цели: Обучение детей умению правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
• Развитие мелких движений рук, координации действий обеих рук, зрительного восприятия, внимания, памяти.
• Воспитание эмоционального отношения к результатам своего труда, усидчивости, терпения.
Материалы и оборудование: Деревья на основе из фетра, по краю которых наклеены две шерстяные нити; набор цветных прищепок.
Ход игры: Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть-закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.
Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материалы и оборудование: Прищепки
Ход игры: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Дидактическая игра «Веселая гусеница»
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук, а также логики и мышления.
Дидактическая игра «Помоги жирафу»
Задачи: развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт детей, формировать коммуникативные навыки, доброжелательные взаимоотношения во время игры.
Дидактическая игра «Еж»
Задачи: Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность. Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать. Продолжать учить основные цвета - красный, желтый, зеленый. Закрепление умения детей подбирать предметы по цвету.
Заключение
Дидактические игры, являются эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Таким образом, с помощью дидактического многофункционального пособия, формировать элементарные математические и сенсорные представления у детей дошкольного возраста, становится еще легче, интереснее и разнообразнее. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.