Козяйкина Елена Александровна
«Ломтик хлеба». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности) : булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход мероприятия.
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать беседу с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.
1. Всупительная часть.
- Отгадайте:
Широко, а не море,
Публикация «„Ломтик хлеба“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе.
(Хлеб.)
Слово воспитателя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Дети читают поочерёдно стихотворение о хлебе.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ,
Урожай поспел у нас.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны – комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ воспитателя.
Хлеб никогда не давался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба : белый и чёрный.
- Почему один хлеб чёрный, а другой белый? (пшеничная и ржаная мука).
- Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жёрнова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы-отруби это оболочка зерна. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб-голодным». паё к в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125 г хлеба, рабочему-200гр и ещё три макаронины, длиною в тетрадь, ведь нужно было работать.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)
3. Викторина «Мозговой штурм»
Вопросы викторины:
1) В чём разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
4) Что такое квашня? (Дрожжевое тесто.)
5) Как называют ещё одно дрожжевое забродившее тесто? (Опара.)
4. Рассказ воспитателя (продолжение).
-Какие вы знаете правила пользования хлебом?
Воспитатель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чё ткие правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда
- Знаете ли вы, что из 1ого зёрнышка получается 20млг муки? Это значит, что для выпечки целого батона требуется мука от помола 10тыс. зёрен!
5. Работа с пословицами.
Воспитатель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.
Задание: доскажите вторую часть пословицы.
• Не шуба греет, а … (хлеб)
• В дороге хлеб не … (помеха)
• Не будет хлеба, … (не будет и обеда)
• Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно)
• У кого хлебушко, у того и. (счастье)
• Хлеб всему … (голова)
• Без печки холодно, а без хлеба … (голодно)
6. Заключительная часть.
Слово воспитателя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождё нное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»