Ульяна Норинова
Логоритмика
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика и физкультурные минутки с элементами логоритмики.
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий,и работа педагога с дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности. Однако учебные планы педагогических заведений,осуществляющих подготовку руководителей физического воспитания дошкольных учреждений,не предусматривают изучение проблем адаптивной физической культуры. В результате педагогу коррекционного учреждения для правильного построения процесса физического воспитания дошкольников с речевой патологией приходится самостоятельно знакомиться с азами логопедии,дефектологии и социальной психологии.
Публикация «Логоритмика» размещена в разделах
Известно:чем выше двигательная активность ребенка,тем интенсивней его речь. Известно также,что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи,прежде всего стихов,поговорок,пословиц,способствуют совершенствованию динамической координации,общей и мелкой моторики,облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи,вырабатывается правильный темп речи,ритм дыхания,развивается речевой слух,речевая и двигательная память.
Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек,не находящий нужного слова для объяснения,часто помогает себе жестами? И наоборот:почему ребенок,сосредоточенно пишущий,рисующий,помогает себе,непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет:"Движение пальцев рук исторически,в ходе развития человечества,оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты;особенно здесь была велика роль руки-развитие функций руки и речи у людей шли параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,затем появляется артикуляция слогов,все последующие совершенствования речевых реакций стоит а прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. "
Таким образом есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же,как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки еще одна зона мозга. Предлагаю комплексы утренней гимнастики-разминки,сопровождающиеся речитативами,рассчитанные на детей разного возраста и различных уровней речевого развития. А также физкультурные минутки,включающие в себя пальчиковую гимнастику,сопровождающиеся речью. Вот некоторые из них:
"Лиса"
У лисицы острый нос (показывают руками,какой острый у лисы нос)
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты. (оглаживают воображаемый хвост,бока,грудь)
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (величаво,медленно,идет,оглядываясь на свой хвост-поворачивает голову направо,налево)
Я-охотница до птицы,
Кур ловить я мастерица,
Как увижу-подкрадусь,
И тихонько затаюсь. (тихонько крадется,затем садится,пригибается)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу. (вскакивает,"хватает"курицу,уносит ее)
"Медвежата"
(ходьба на носках в среднем темпе,руки за головой)
1. Мы веселые ребята
Наше имя-медвежата.
Любим,лазать и метать,
Любим,прыгать и играть
(ходьба в глубоком приседе)
2. Мишка шел,шел,шел,
Землянику он нашел.
Он присел,попыхтел,
Землянику всю он съел.
(ходьба с высоким подниманием бедра,поворотом на 360 градусов)
3. Мишка шел,шел,шел,
К тихой речке он пришел.
Сделал полный поворот,
Через речку пошел вброд.
(прыжки с продвижением вперед)
4. Мишка шел,шел,шел,
На лужайку он пришел.
Он попрыгал на лужайке,
Быстро,ловко,словно зайка.
5. легкий бег на носках(0,5мин)
6. спокойная ходьба.
"Шарик"
Шарик,шарик мой воздушный,
Непоседа непослушный,
(подкидываем шарик то левой,то правой рукой)
Шарик круглый,шарик гладкий,
Шарик тонкий,шарик мягкий,
Я на шарик нажимаю,
(ребенок описывает руками круг,трогает,нажимает руками)
Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
(ребенок поднимает к верху руки,ловит шарик,наматывает нитку)
Вправо-шарик,влево-шарик,
Мой светящийся фонарик!
(руки (параллельно)вправо,влево)
Дай,тебя я обниму
И к щеке своей прижму,
Ты меня не покидай,
Будь со мной,не улетай!
("обнимает"шарик,"прижимает"шарик к щеке)