Светлана Христенко
Логоритмика: задачи, упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика – это движение, движение – это здорово»
Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно не только на занятиях в детском саду, но и дома использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).
Логоритмика - это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Публикация «Логоритмика: задачи, упражнения» размещена в разделах
Основные задачи логоритмики :
1. Развивать внимание, слуховое восприятие.
2. Развивать пространственную ориентировку.
3. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип - тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.
Логоритмические упражнения делятся на :
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
Например: «Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).
3. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.
Например:
Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять. (Е. Антоновой-Чалой).
4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Например:
Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком)
5. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
6. Упражнения на развитие мимики. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек)
Упражнение для мимических мышц.
Упражнение 1. Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.
Упражнение 2. Нахмурить брови, расслабить.
Упражнение 3. Поднять брови, расслабить.
Упражнение 4. Прищурить один глаз, затем другой.
Упражнение 5. Зажмурить глаза, расслабить.
Упражнение 6. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.
Упражнение 7. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.
Упражнение 8. Воспроизвести свист.
Упражнение 9. Максимально оскалить зубы.
Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
Упражнение 12. Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
Упражнение 13. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу, обнажив десна.
Упражнение 14. Втянуть углы рта и почмокать губами.
Упражнение 15. Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.
Упражнение 16. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.
Упражнение 17. Наморщить лоб, расслабить.
Упражнение 18. Следить глазами за двигающимся кругу пальцем.
Упражнение 19. Посмотреть прямо - вправо - прямо - влево - прямо - вправо и т. д.
Упражнение 20. Посмотреть по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, а затем из правого верхнего — в левый нижний.
7. Развитие чувства темпа. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т. д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате.
8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Например: Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка:- Эй, какая там погодка? Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
9. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
Например: «Печатная машинка». Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног. Исходная позиция: ноги вместе, руки на поясе. -раз- прыжок, ноги в стороны., колени согнуты; -два- удар руками по коленям; -три- щелчок руками по сторонам; -четыре- хлопок в ладоши перед грудью. Все повторяется обратно- сверху- вниз.