Анна Стецко
Логоритмика в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям, дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звуков (это задача логопеда). Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Публикация «Логоритмика в средней группе» размещена в разделах
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях применяются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но и развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развития внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в разных видах: ритмодикломации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Применение простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляет голосовой аппарат ребёнка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку: тексты пропеваются или музыка звучит фоном. Очень полезно применять лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочка бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
2.2. Структура логоритмических занятий :
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия зависит от возраста детей.
Дети в возрасте 5-6 лет 20 минут, дети 6-7 лет 25 минут.
1. Вводная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного тонуса.
2. Основная часть: от10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Заключительная часть от 5 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
Учебный перспективный план для детей 5-6 лет с сентября по май
- количество занятий в неделю – 1
- количество занятий в месяц – 4
- количество занятий в год – 36.
2.3. Требования к проведению логоритмических занятий
Занятия проходят один раз в неделю, 4 раза в месяц (во второй половине дня).
Занятия проводятся фронтально, 20-25 минут в зависимости от возраста детей.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Построение занятий в форме игры создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей, побуждает каждого ребёнка принимать активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь, помогает в нравственно-эстетическом воспитании.