МААМ-картинки

Логоритмика в системе работы учителя логопеда дошкольной образовательной организации

Ирина Павлова
Логоритмика в системе работы учителя логопеда дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическую ритмику можно рассматривать как одну из реабилитационных методик, так как одной из основных задач комплексного психолого-логопедического, педагогического и лечебно-оздоровительного воздействия на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами являются формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и речевой функциональной системы в целом.

Решению этой задачи способствует использование логоритмического и музыкально-ритмического воспитания детей с речевой патологией в системе коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Публикация «Логоритмика в системе работы учителя логопеда дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Логопедическая ритмика содействует совершенствованию всей коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. Причем, взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Объектом логопедической ритмики являются следующие составляющие:

• структура речевого дефекта;

• неречевые психические функции;

• речевые нарушения у детей с речевой патологией.

Предметом логопедической ритмики считаются многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логопедической ритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у дошкольников с речевой патологией; благотворное влияние на детей за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие и коррекцию неречевых и речевых процессов.

Средствами логопедической ритмики являются следующие:

• ходьба и маршировка в различных направлениях;

• упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• игра на музыкальных инструментах;

• самостоятельная музыкальная деятельность;

• игровая деятельность;

• упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических, музыкально-ритмических упражнений и заданий.

Принципы построения логоритмического занятия

Основной принцип построения логоритмических занятий в ДОУ – тесная связь движений с музыкой.

Следующий принцип: обязательное включение в упражнения речевого материала. Слово может включаться в занятия в самых разнообразных формах :

• тексты песен, распевок, хороводов;

• драматизации с пением;

• инсценировки;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• музыкальная пальчиковая гимнастика и т. п.

Примерная структура логоритмического занятия.

1. Организационный момент.

2. Ритмическая разминка.

3. Музыкально-ритмические-упражнения развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус.

4. Слушание музыки. Пение.

5. Упражнения, направленные на развитие пальцевой моторики.

6. Упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания.

7. Упражнения, направленные на развитие движений органов артикуляции и на развитие мимических движений.

8. Музыкальная подвижная игра.

9. Релаксационная пауза.

10. Подведение итогов.

11. Заключительное упражнение.

Средства логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются следующие:

• ходьба и маршировка в различных направлениях;

• упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• игра на музыкальных инструментах;

• самостоятельная музыкальная деятельность;

• игровая деятельность;

• упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

Примеры логоритмических упражнений.

На занятиях можно использовать различные виды ходьбы:

• по дорожке, обозначенной кеглями;

Мы гуляем по дорожке.

Топ-топ-топ. Шагают ножки.

Очень прямо мы шагаем,

Даже кегли не сбиваем.

• стайкой вдоль каната, выложенного по кругу: дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша, после остановки поворачиваются лицом в круг;

Вместе с другом, лучшим другом

Я иду, иду по кругу.

Вдоль каната мы шагаем,

На канат не наступаем.

• группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперек зала;

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Мы канат перешагнем

И опять шагать начнем.

• вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонне по одному);

Друг за другом, друг за другом.

Мы идем, идем по кругу.

Как красиво мы шагаем!

На канат не наступаем.

• друг за другом, держась левой рукой за веревку (Под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, (движение можно сопровождать пением гласных звуков);

За веревочку схватились,

Дружно в дальний путь пустились.

Нужно крепко нам держаться,

Чтоб в пути не потеряться.

• по доске, положенной на пол. Соскок с доски выполняется мягко, на носки;

Я по новому мостку

Через речку пробегу.

Вот и кончился мосток.

Выполняю я соскок.

Мы на них не наступаем.

Ноги выше поднимаем,

Аккуратно мы шагаем.

Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции

Упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большом количестве они включаются в занятия в начале коррекционного курса. К середине курса их количество несколько сокращается. Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения для развития дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, подняться на носки, руки вытянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох.

Отрабатываются упражнения, воспитывающие длительный плавный выдох. Дети вместе с педагогами поют текст упражнения, затем делают глубокий вдох и дуют, вытянув губы «трубочкой» и не раздувая щеки. Для усиления эмоционального воздействия можно использовать нетрадиционные материалы: пушинки, мыльные пузыри, сухие листья или лепестки, конфетти, мелко натертый пенопласт и т. п.

Одуванчика пушинки

Так похожи на снежинки.

Ветерок подул слегка,

Снег идет, и нет цветка.

Сколько мыльных пузырей

Мы надули всех быстрей?

Полетели пузыри.

Сосчитайте! Тридцать три!

Вихрь из листьев разноцветных

Закружился над планетой.

Вслед летит за птичьей стаей,

Что за море улетает.

Фейерверк в вечернем небе.

Как такой устроить мне бы?

Разноцветные лепешки

Разлетаются с ладошки.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Эти упражнения помогают детям научиться управлять своими движениями. В содержание этих упражнений включается усвоение понятий сильно и слабо как обозначения относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Детей знакомят с громким и тихим звучанием музыкальных инструментов и учат выполнять спокойные со слабым мускульным напряжением движения под тихое звучание инструментов и сильные движения с сильным мускульным напряжением под громкое звучание.

• На громкую музыку дети маршируют с флажками с высоким подниманием колена, а на тихую идут на носочках, спрятав флажки за спину.

Дружно выстроившись в ряд,

Мы шагаем на парад.

Мы флажки в руках несем,

Песню громкую поем.

А с парада на носочках.

Мы устали очень-очень.

Прячем флаги за спиной,

К маме мы идем домой.

• На тихую музыку, сидя на полу, тихонько постукивают ручками флажком о пол, а на громкую машут флажками в воздухе.

Мы с флажками здесь сидим,

Тихо ручками стучим.

Ой, сидим, ой, сидим.

Ой, стучим, ой, стучим.

А теперь флажки взметнули,

Ими в воздухе взмахнули.

Ой, взметнули, ой, взметнули.

Ой, взмахнули, ой, взмахнули.

Упражнения для переключения движений.

Индюшата.

На первые две строки дети стоят лицом в круг, ритмично кивают головами (пьют воду) и поют. На третью строку приседают и допевают распевку сидя.

Индюшата, индюшата

Пили воду из ушата.

Ой, не видно индюшат,

Опрокинули ушат.

Качели.

Дети становятся парами друг против друга и одновременно исполняют два противоположных движения. Один приседает, а другой выпрямляется с подъемом на носки, а потом наоборот.

На качели, на качели, Стоят парами лицом друг к другу. Ритмично по очереди

На качели зайки сели. приседают и встают, как бы взлетая вверх и опускаясь

На качели зайки сели, вниз.

Выше облака взлетели,

Выше дома, выше крыши, Расцепляют руки, поднимают их над головой,

Выше, выше, выше, выше! продолжая приседать и вставать.

Раз, два. Раз, два. Кружатся на месте.

Закружилась голова.

Так качались, так летали! Кружатся в обратную сторону.

Так устали! И упали. Приседают и ложатся на ковер.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в системе работы учителя логопеда дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 18 октября 2024 в 17:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в системе работы учителя логопеда дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 3059503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД