Белкина Олеся Викторовна
Логоритмика на занятиях хореографией с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Белкина О. В., хореограф
МАДОУ «ДС № 453 г. Челябинска»
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г. А. Волкова, Е. Железнова и Г. Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Публикация «Логоритмика на занятиях хореографией с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т. д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное. Игры проводят как с музыкальным сопровождением, так и без него (подбирая специальные рифмованные детские стихотворения).
Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержка речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы учителя-логопеда, дефектолога, хореографа и музыкального руководителя в работе по коррекции различных нарушений речи. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и двигательные игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной форм музыкотерапии и сказкотерапии.
Логоритмические занятия решают следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование двигательных навыков;
- развитие музыкального звуковысотного тембрового, динамического слуха;
- развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса.
Хореографы очень активно и успешно используют на своих занятиях логоритмику. Она не подменяет танец, но активно помогает работе. Отличительной особенностью логопедической ритмики является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить ребенок, не имеющий никакой специальной подготовки. Тем более маленький. Занятия по логоритмике подбираются с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.
Основной принцип логоритмики – тесная связь звука, музыки и движения. Введение речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений и скорейшему запоминанию, если это проучивание комбинации. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением.
Например, ритмическая игра «Тук-тук-тук»
Дети прохлопывают ритмический рисунок за педагогом, проговаривают ритмслоги:
Тук-тук, туки-тук.
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
Логоритмическая игра с палочками «Вы скачите палочки…».
И. П. - сидя на коленях, палочки в руках.
Вы скачите палочки.
(ребенок стучит двумя палочками одновременно.)
Как солнечные зайчики.
Прыг – прыг, скок – скок,
(стучат, скрестив палочки, друг о друга.)
Прискакали на лужок,
Правой ножкой топ – топ,
(правой палочкой о пол.)
Левой ножкой топ – топ,
(левой палочкой о пол.)
На головку сели,
(изобразить “рожки” палочками.)
Песенку запели:
Ля – ля – ля, ля – ля – ля.
(стучать заданный ритм, припевая на “ля”.)
Логоритмическая игра с палочками «Весёлые ножки».
Сидя на стуле, палочки в руках.
(ведущий задаёт вопросы, дети отвечают.)
Ножки – ножки вы скакали?
- мы скакали, мы скакали!
палочками по коленям стучат одновременно.
Ножки – ножки вы бежали?
- мы бежали, мы бежали!
палочками по коленям стучать поочерёдно.
Ножки – ножки вы плясали?
- мы плясали, мы плясали!
стучать друг палочками друг о друга.
Ножки – ножки вы стучали?
- мы стучали, мы стучали!
стучать торцами палочек.
Ножки – ножки вы устали?
- мы устали, мы устали! - положить на колени.
Ножки – ножки, отдыхали?
- отдыхали, отдыхали!
покатать палочки по коленям ладонями.
И опять всё начинали.
стучать скрещенными палочками.
На занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, профессии и др.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, путешествие, дидактическая игра и др.
На занятиях можно использовать различные музыкальные и шумовые инструменты. Под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов можно дать инструкцию детям: «На громкое звучание — топаем ножками, на тихое — стоим спокойно». Опираясь на этот пример, можно давать всевозможные задания с движением и сменой темпа, силы звучания музыкальных инструментов.
Таким образом, главный принцип достижения эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Использование логоритмических игр и упражнений в работе хореографа имеет всестороннее практическое значение. У детей повышается речевая активность и сообразительность, появляется свобода самовыражения.