Ешмеметьева Наталья
Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста
С каждым годом отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в речевом и психомоторном развитии. Учитывая это, в нашем детском саду были организованы логоритмические занятия. Эти занятия, не только для детей с нарушением речи, но и часто болеющих детей, так как логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное влияние на здоровье детей. При планировании учитывается уровень моторных и речевых навыков, которыми обладают дети на данный момент, а также учитывается возраст детей. Занятия по логоритмики составляются с опорой на лексические темы и проводятся в игровой форме, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Обязательно в каждом занятии есть свой сюжет. Например, дети путешествуют в осенний лес (тема «Осень», на игрушечную фабрику (тема «Игрушки», также путешествуют вместе со снежинкой по зимнему лесу (тема «Зимующие птицы», помогают героям сказок Федоре вернуть посуду (тема «Посуда», мухе-Цокотухе спастись от паука, снеговику отправить деду Морозу письмо. Речевой материал заранее не разучивается, и все упражнения выполняются по подражанию. Все виды логоритмических игр и упражнений дети выполняют в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Публикация «Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логоритмическое занятие состоит из трех частей:
В вводную часть — входит приветствие, объявления темы и проведения разминки, которая включает различные виды двигательных упражнений под музыку (Обычная ходьба, ходьба на носочках, на пятках, с высоким подниманием коленей, ходьба в полуприседе, бег по залу на носочках, боковой галоп, поскок с продвижением вперед, бег «змейкой», ходьба приставным шагом, ходьба по залу с хлопками, задания на изменение направлений.
В основную часть – включают разнообразные виды деятельности.
1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Эти упражнения помогают детям научиться регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. (Упражнение «Робот-тряпичная кукла»)
2. Игровой массаж. Служит для снятия излишнего мышечного утомления и напряжения.
Например, самомассаж лица «Стирка»
3. Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения помогают детям выработать правильное диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение
выдоха. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе.
4. Фонопедические упражнения. Они развивают основные качества голоса – силу и высоту, но и направлены на укрепление и оздоровление голосового аппарата. В холодное время года эти упражнения можно выполнять ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову.
5. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук.
6. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.
7. Упражнения с элементами танцев. Эти упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.
8. Упражнения на развитие координации движений и речи.
9. Игры на развитие мимики
10. Упражнения на развитие артикуляции. Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями кистей и пальцев рук.
Эти упражнения способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.
11. Пение. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи.
12. Песни с движениями.
13. Упражнения, способствующие формированию лексико-грамматической стороны речи.
14. Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.
15. Подвижные игры, которые характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, которые требуют быстроты реакции, силы, ловкости.
В заключительную часть занятия входят упражнения на восстановление дыхания (различные виды спокойной ходьбы, релаксационные упражнения под спокойную музыку.
Опыт проведения логоритмических занятий показывает, что эти занятия способствует стимулированию речевой активности и развитию коммуникативных навыков у детей, помогают увеличить словарный запас дошкольников, а также улучшить их внимание и память.
Опыт проведения логоритмических занятий показывает, что на этих занятиях дети получают эмоциональное, физическое, эстетическое удовольствие.