Гадальшина Татьяна Николаевна
Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте, мы проводим логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Публикация «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений» размещена в разделах
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмические занятия решают следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
-формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымяyного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала подбираем упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.
В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия :
— движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
— танец (хоровод);
— разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
— песня, сопровождаемая жестами;
— мимические упражнения;
— массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
— пальчиковая игра;
— подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Проводя логоритмические занятия, мы решаем следующие задачи:
— уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
— развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
— расширение лексического запаса;
— развитие слухового внимания и зрительной памяти;
— совершенствование общей и мелкой моторики;
— выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
— развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
Логоритмические занятия начинаем проводить с младшего возраста, включаем двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями.
У детей младшего возраста большинство понятий только начинает формироваться, поэтому требуется наглядный показ, словесная инструкция и выполнение педагогом заданий вместе с детьми. В начале используем метод опережающего показа для того, чтобы дети успевали переключиться на новое движение. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.
Логоритмические занятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно сосудистую системы, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
Использование указанной оздоровительной технологии происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Таким образом, очень важно, что рассмотренная технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.