Чиркина Наталия
Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы. По данным современных исследований 70% детей идут в школу с нарушениями речи. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отставание речи и моторики – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты речи к началу обучения в школе.
Публикация «Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Она является частью коррекционно-развивающей работы в речевой группе или группе для детей с ОВЗ. Этому вопросу посвящены, работы Волковой Г. А., Картушиной М. Ю, Анищенковой А. С. и других педагогов. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме. Ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, – не что иное, как логоритмика.
Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится детям.
Задача логоритмики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.
В своей работе применяю методику Железновых. Суть методики -раннее развитие детей с помощью музыкальных занятий.
Игровые задания, красивая и веселая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в веселой, занимательной форме. Аудиопособие адресовано родителям, воспитателям, музыкальным руководителям и логопедам.
Вашему вниманию будут предложены элементы логоритмических упражнений, которые я беру из аудиопособий Железновых для проведения занятий с детьми.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.
В своей работе я также использую фонетическую ритмику под редакцией (А. Я. Мухиной) – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментам.
Дети учатся различать разнообразные шумовые звуки, затем идёт знакомство со звучащими игрушками, и только после этого с музыкальными инструментами.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
В артикуляционную гимнастику должны включаться статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения.
Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики предлагаю коллегам новую нетрадиционную форму её проведения. Работая с детьми, я отметила взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Начинала я с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный педагогом, на его счет и образец движения руки. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
Упражнения на развитие мимических мышц. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
Чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
С помощью чистоговорок автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слов. Ритмичные хлопки при проговаривании скороговорок способствуют развитию речедвигательных навыков и создают благоприятный эмоциональный фон.
Развитие дыхания - один из первых и очень важный этапов коррекционного воздействия. При работе над дыханием особое внимание уделяется на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.
Упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождении. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, экскурсия, сюжетные или дидактические игры. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.
В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные приемы. Последовательность коррекционной работы должна варьироваться в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Тем самым соблюдается последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Занятия логоритмикой рекомендованы детям :
- с дислалией;
- с дизартрией;
- с заиканием;
- с ЗРР, с ЗПР;
- с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью);
- с ДЦП;
- часто болеющим детям;
- детям в период интенсивного формирования речи.
В своей практике применяю практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушиной, Н. В. Микляевой, Г. В. Дедюхиной, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А Шуйская, Г. А. Волковой, Е. С. Железновой, О. И. Крупенчук).
В результате логоритмических занятий у детей наблюдается:
1. Коррекция дефектов речи детей.
2. Совершенствование двигательной моторики детей (чёткость и координация движений, ритмическая выразительность).
3. Развитие восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность детей.
4. Развитие правильного речевого и физиологического дыхания.