Лучший педагог года

Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Чиркина Наталия
Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ

Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы. По данным современных исследований 70% детей идут в школу с нарушениями речи. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отставание речи и моторики – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты речи к началу обучения в школе.

Публикация «Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Она является частью коррекционно-развивающей работы в речевой группе или группе для детей с ОВЗ. Этому вопросу посвящены, работы Волковой Г. А., Картушиной М. Ю, Анищенковой А. С. и других педагогов. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме. Ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, – не что иное, как логоритмика.

Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится детям.

Задача логоритмики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

В своей работе применяю методику Железновых. Суть методики -раннее развитие детей с помощью музыкальных занятий.

Игровые задания, красивая и веселая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в веселой, занимательной форме. Аудиопособие адресовано родителям, воспитателям, музыкальным руководителям и логопедам.

Вашему вниманию будут предложены элементы логоритмических упражнений, которые я беру из аудиопособий Железновых для проведения занятий с детьми.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

В своей работе я также использую фонетическую ритмику под редакцией (А. Я. Мухиной) – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментам.

Дети учатся различать разнообразные шумовые звуки, затем идёт знакомство со звучащими игрушками, и только после этого с музыкальными инструментами.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

В артикуляционную гимнастику должны включаться статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения.

Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики предлагаю коллегам новую нетрадиционную форму её проведения. Работая с детьми, я отметила взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

Начинала я с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный педагогом, на его счет и образец движения руки. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Упражнения на развитие мимических мышц. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щёк, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

Чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

С помощью чистоговорок автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается чёткое, ритмичное произношение фонем и слов. Ритмичные хлопки при проговаривании скороговорок способствуют развитию речедвигательных навыков и создают благоприятный эмоциональный фон.

Развитие дыхания - один из первых и очень важный этапов коррекционного воздействия. При работе над дыханием особое внимание уделяется на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.

Упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождении. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, экскурсия, сюжетные или дидактические игры. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.

В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные приемы. Последовательность коррекционной работы должна варьироваться в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Тем самым соблюдается последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Занятия логоритмикой рекомендованы детям :

- с дислалией;

- с дизартрией;

- с заиканием;

- с ЗРР, с ЗПР;

- с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперреактивностью);

- с ДЦП;

- часто болеющим детям;

- детям в период интенсивного формирования речи.

В своей практике применяю практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушиной, Н. В. Микляевой, Г. В. Дедюхиной, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А Шуйская, Г. А. Волковой, Е. С. Железновой, О. И. Крупенчук).

В результате логоритмических занятий у детей наблюдается:

1. Коррекция дефектов речи детей.

2. Совершенствование двигательной моторики детей (чёткость и координация движений, ритмическая выразительность).

3. Развитие восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность детей.

4. Развитие правильного речевого и физиологического дыхания.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Лэпбук для родителей как форма работы и общения с детьмиЛэпбук для родителей как форма работы и общения с детьми На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Месячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителямиМесячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителями В феврале 2017 года в нашем детском саду прошёл традиционный месячник по патриотическому воспитанию. Цель: развитие и укрепление основ.

Мини-музей «Кошкин дом» как форма работы с детьми и родителями второй младшей группыМини-музей «Кошкин дом» как форма работы с детьми и родителями второй младшей группы Создание музея в пределах группы- интересная и познавательная форма работы с родителями и детьми. В феврале 2014 года было объявлено.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 2 мая 2023 в 16:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Чиркина Наталия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД