Анна Кулюкина
Консультация «Логоритмика — история и значение для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика
Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
На рубеже XIX-XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Николая Андреевича Римского-Корсакова, Эмиля Жака-Далькроза, Бориса Михайловича Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день - ночь, зима - лето).
Публикация «Консультация „Логоритмика — история и значение для дошкольников“» размещена в разделах
Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста.
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного, а также дает возможность проследить за динамикой болезни. Затем Владимир Алексеевич Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Сегодня, логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач:
1. Оздоровительные задачи:
• укрепление костно-мышечного аппарата;
• развитие физиологического дыхания;
• развитие координации движений и моторных функций;
• воспитание правильной осанки, походки, грации движений;
• развитие ловкости, силы, выносливости.
2. Образовательные задачи:
• формирование двигательных навыков и умений;
• пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;
• развитие переключаемости;
• совершенствование певческих навыков.
3. Воспитательные задачи:
• воспитание и развитие чувства ритма;
• способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
• воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
4. Коррекционные задачи:
• развитие речевого дыхания;
• формирование и развитие артикуляционного аппарата;
• развитие общей и мелкой моторики;
• совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления;
• развитие чувства фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия;
• развитие умения расслабиться, снять напряжение.
В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Принципы организации занятий по логопедической ритмике
1. Принцип систематичности: Логоритмические занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даё т устойчивый результат: в организме ребё нка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
2. Принцип наглядности: При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.
3. Принцип всестороннего воздействия: Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.
4. Принцип учё та симптоматики: Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
5. Принцип этапности: Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствования всего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике :
1. наглядно-образный приё мы: показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т. д.
3. наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приё мы:
• объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
• пояснение движения;
• указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
• разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
• команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;
• образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ;
• словесную инструкцию.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
• Артикуляционные упражнения.
• Дыхательная гимнастика.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
• Упражнения на развитие внимания и памяти.
• Чистоговорки.
• Речевые игры.
• Ритмические игры.
• Пение песен и вокализов.
• Пальчиковые игры и сказки.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.
• Театральные этюды.
• Коммуникативные игры.
• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки.
Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям и особенно, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Они создают положительный эмоциональный настрой к речи и мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи
ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Она формирует у детей чувство ритма, внимание, координацию движений. Логоритмика способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.