Юлия Ковалёва
Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика - для чего она нужна на музыкальных занятиях.
Детки с нарушениями устной речи, как правило, в процессе обучения в школе испытывают определенные трудности в овладении навыком письма и чтения. Так по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, что составляет всего лишь 10% среди будущих первоклассников.
Исследования современных педагогов показали, что целенаправленное формирование
Публикация «Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с рече-двигательными
нарушениями возможно, применяя на музыкальных занятиях и в повседневной жизни
дошколят специальные музыкально-ритмические упражнения, песенки и игры -
логоритмика. Логоритмика – на основе сочетания музыки и движения; музыки и слова;
музыки, слова и движения, направлена на решение коррекционных, образовательных и
оздоровительных задач.
Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта.
Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика
использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно
появились публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического
воспитания. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических
движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками
звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и
в данном случае логоритмика помогает детям преодолевать речевые барьеры.
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая
роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает
музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности
облегчают задачу исправления речи. Музыка не просто сопровождает речь, а является его
руководящим началом.
Выделяют - коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у
дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра,
темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно
двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям,
речи. Логоритмика выполняет одну очень важную задачу – она позволяет решать
проблемы с речью с помощью игры. Во время таких занятий ребёнок открыт к общению,
может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого
развития дошколят оказывает огромное положительное влияние и на состояние здоровья
детей, на их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста
подчеркивали многие исследователи. Они утверждали, что логоритмика воздействует на
физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и
движения. Именно Г. А. Волкова (Галина Анатольевна Волкова- канд. пед. наук,
профессор, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического
образования, Санкт-Петербург.) путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку
музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения :
выразительность,
ритмичность,
четкость,
координацию,
плавность.
Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей отмечал,
что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы
ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных
детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может
не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в
которой очень нуждаются наши дети».Поэтому, главной задачей является –
коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через
музыкальное воспитание.
Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.
Принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для
устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в
движениях, нарушение координации движений - рекомендуются музыкальные занятия,
которые имеют логоритмическую направленность.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому вся
непосредственно- образовательную деятельность логоритмикой организована с
использованием игровых приемов, обязательно включая сюрпризные моменты, для
поддержания интереса детей.
На занятиях по логоритмике хорошо использовать атрибуты – мячи, ленты, палочки,
самодельные музыкальные инструменты, которые требует от ребёнка еще большей
концентрации внимания, что положительно сказывается на результате работы в целом.
Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы, которые разучиваются на
музыкальных занятиях, можно с большим успехом использовать и на других занятиях.
Песенный и танцевальный репертуар тоже разучивается на музыкальных занятиях – всей
группой, на занятиях подгруппой и на индивидуальных занятиях.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые
благотворно влияют на весь организм ребенка и способствуют повышению уровня
звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей
дошкольного возраста.
Песни - распевки (подготавливающие голос к пению);
дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое
дыхание (короткий вдох и длинный выдох), тренируют силу вдоха и выдоха);
артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц
речевого аппарата);
игровой массаж (расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови,
активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную
нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
пальчиковые игры (упражнения, развивающие общую и мелкую моторик рук,
благоприятно влияющие на все функции организма);
речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами,
которые эффективно влияют на развитие выразительности речи, двигательной
активности, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти,
творческой фантазии и воображения и расширяют словарный запас);
сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует
развитию слухового восприятия, ритмического слуха и мелкой моторики,
формирует навыки сотворчества);
коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным
взаимоотношением с партнёром - развивают навыки общения, тем самым
подводя к разрешению неизбежных конфликтных ситуаций и установлению
контакта);
музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки, снимает напряжение и
раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное
дыхание)
Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная
связь музыки и движения.
Самым доступным и результативным видом музыкальной деятельности в решении
коррекционных задач у детей, имеющих речевые нарушения, является пение. Но пение,
вместе с тем, является довольно сложным процессом звукообразования, в котором важна
координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации, слухового и
мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание,
но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением.
В процессе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции
устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика - это упражнения для
языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности
речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей и
развивают мимику. Так как в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому
необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки - проведение
дыхательных упражнений.
Систематическое развитие навыков выразительного пения помогает преодолевать речевые
нарушения, решая многие коррекционные задачи :
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Совершенствование общей и мелкой моторики.
Развитие дыхания,
координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания,
мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание
уверенности в своих силах.
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия,
свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение
ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких
координированных движений во взаимосвязи с речью.
Таким образом, всё выше сказанное, подводит нас к очень важному выводу –Логоритмика
полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с
правильной речью. А практика показывает, что регулярные, систематические занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида
речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, развивают
коммуникативные способности ребёнка.
Использованная литература:
1 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика
2. Н. А. Киселевская “Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с
детьми
3. О. А Новиковская «Логоритмика для дошкольников»