МААМ-картинки

Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях

Юлия Ковалёва
Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика - для чего она нужна на музыкальных занятиях.

Детки с нарушениями устной речи, как правило, в процессе обучения в школе испытывают определенные трудности в овладении навыком письма и чтения. Так по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, что составляет всего лишь 10% среди будущих первоклассников.

Исследования современных педагогов показали, что целенаправленное формирование

Публикация «Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях» размещена в разделах

слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с рече-двигательными

нарушениями возможно, применяя на музыкальных занятиях и в повседневной жизни

дошколят специальные музыкально-ритмические упражнения, песенки и игры -

логоритмика. Логоритмика – на основе сочетания музыки и движения; музыки и слова;

музыки, слова и движения, направлена на решение коррекционных, образовательных и

оздоровительных задач.

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта.

Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика

использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно

появились публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического

воспитания. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических

движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками

звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и

в данном случае логоритмика помогает детям преодолевать речевые барьеры.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая

роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает

музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности

облегчают задачу исправления речи. Музыка не просто сопровождает речь, а является его

руководящим началом.

Выделяют - коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у

дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра,

темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно

двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям,

речи. Логоритмика выполняет одну очень важную задачу – она позволяет решать

проблемы с речью с помощью игры. Во время таких занятий ребёнок открыт к общению,

может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого

развития дошколят оказывает огромное положительное влияние и на состояние здоровья

детей, на их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста

подчеркивали многие исследователи. Они утверждали, что логоритмика воздействует на

физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и

движения. Именно Г. А. Волкова (Галина Анатольевна Волкова- канд. пед. наук,

профессор, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской

области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического

образования, Санкт-Петербург.) путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку

музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения :

выразительность,

ритмичность,

четкость,

координацию,

плавность.

Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей отмечал,

что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы

ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных

детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может

не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в

которой очень нуждаются наши дети».Поэтому, главной задачей является –

коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через

музыкальное воспитание.

Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.

Принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для

устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в

движениях, нарушение координации движений - рекомендуются музыкальные занятия,

которые имеют логоритмическую направленность.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому вся

непосредственно- образовательную деятельность логоритмикой организована с

использованием игровых приемов, обязательно включая сюрпризные моменты, для

поддержания интереса детей.

На занятиях по логоритмике хорошо использовать атрибуты – мячи, ленты, палочки,

самодельные музыкальные инструменты, которые требует от ребёнка еще большей

концентрации внимания, что положительно сказывается на результате работы в целом.

Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы, которые разучиваются на

музыкальных занятиях, можно с большим успехом использовать и на других занятиях.

Песенный и танцевальный репертуар тоже разучивается на музыкальных занятиях – всей

группой, на занятиях подгруппой и на индивидуальных занятиях.

Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые

благотворно влияют на весь организм ребенка и способствуют повышению уровня

звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей

дошкольного возраста.

Песни - распевки (подготавливающие голос к пению);

дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое

дыхание (короткий вдох и длинный выдох), тренируют силу вдоха и выдоха);

артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц

речевого аппарата);

игровой массаж (расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови,

активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную

нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);

пальчиковые игры (упражнения, развивающие общую и мелкую моторик рук,

благоприятно влияющие на все функции организма);

речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами,

которые эффективно влияют на развитие выразительности речи, двигательной

активности, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти,

творческой фантазии и воображения и расширяют словарный запас);

сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует

развитию слухового восприятия, ритмического слуха и мелкой моторики,

формирует навыки сотворчества);

коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным

взаимоотношением с партнёром - развивают навыки общения, тем самым

подводя к разрешению неизбежных конфликтных ситуаций и установлению

контакта);

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

дыхание)

Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная

связь музыки и движения.

Самым доступным и результативным видом музыкальной деятельности в решении

коррекционных задач у детей, имеющих речевые нарушения, является пение. Но пение,

вместе с тем, является довольно сложным процессом звукообразования, в котором важна

координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации, слухового и

мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание,

но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением.

В процессе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции

устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика - это упражнения для

языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности

речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей и

развивают мимику. Так как в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому

необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки - проведение

дыхательных упражнений.

Систематическое развитие навыков выразительного пения помогает преодолевать речевые

нарушения, решая многие коррекционные задачи :

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие дыхания,

координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания,

мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание

уверенности в своих силах.

Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия,

свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение

ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких

координированных движений во взаимосвязи с речью.

Таким образом, всё выше сказанное, подводит нас к очень важному выводу –Логоритмика

полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с

правильной речью. А практика показывает, что регулярные, систематические занятия

логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида

речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, развивают

коммуникативные способности ребёнка.

Использованная литература:

1 Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

2. Н. А. Киселевская “Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с

детьми

3. О. А Новиковская «Логоритмика для дошкольников»

Публикации по теме:

Для чего нужна коробка из под пиццы?Для чего нужна коробка из под пиццы? Пицца съедена, чай допит. Коробка осталась. Хорошая коробка, очень. Это просто преступление выкидывать такую коробочку. Но что же с.

Беседа «Для чего нужна вода?» для детей младшего дошкольного возрастаБеседа «Для чего нужна вода?» для детей младшего дошкольного возраста Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле. Программное содержание: показать значение воды для всего живого;.

Мастер-класс «Книжка-малышка «Ой, вода, вода, для чего ты нам нужна?»Мастер-класс «Книжка-малышка «Ой, вода, вода, для чего ты нам нужна?» Приветствую коллег у себя в блоге! Хочу поделиться с вами своей идеей, как мною вместе с детьми была изготовлена книжка – малышка экологической.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Для чего нужна спортивная форма на занятиях физкультурой»Консультация для родителей «Для чего нужна спортивная форма на занятиях физкультурой» Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям, значение которых заключается в комплексном.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях
Опубликовано: 4 июля 2022 в 21:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика: для чего она нужна на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ковалёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД