Светлана Березкина
Логоритмические занятия в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть их составляет дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи, нарушениями звукопроизношения. Современные подходы к дошкольному образованию детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО).В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Публикация «Логоритмические занятия в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Нарушение речевой деятельности у детей носит многоаспектный характер, требующий выробатки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач, для решения которых которых разработаны специальные методики и технологии. Одна из таких методик – логопедическая ритмика. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых патологий. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме корректировать проблемами нарушений речи у детей дошкольного возраста.
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно – педагогического процесса. В результате возникла проблема включения ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.
Большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития детей, формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. На занятиях с использованием музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. На сегодня методики мало включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста в систему образования.
Исходя из вышеуказанного актуальность обусловлена разработкой современных методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия в соответствии с принципом комплексности.
Объект - процесс формирования речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – логоритмические занятия в речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить эффективность логоритмических занятий в системе комплексного преодоления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме
2. Выявить особенности развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста экспериментальных групп.
3. Определить необходимость включения логоритмических занятий в систему коррекционно-педагогического образования;
4. Определить основные направления и содержания логоритмических занятий.
Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста систематически и целенаправленно включить логоритмические занятия, то это может способствовать всестороннему развитию и коррекции в речевой деятельности дошкольников.
Методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, анализ результатов, формирующий и контрольный эксперимент, количественная разработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, сформулированные выводы и положения повышают эффективность использования логоритмических занятий для развития речи детей старшего дошкольного возраста, они могут быть использованы в работе логопедов, воспитателей, учителей и психологов. Упражнения, чистоговорки, коммуникативные и пальчиковые игры, пение мы предлагаем родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
2Логоритмические занятия в развитии речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии.
Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.
Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте. Она способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Она базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
3. Средства логопедической ритмики.
Развитие речи детей в детском саду осуществляется, как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
У словно с редства л огоритмики м ожно р азделить н а д ве группы.
1. Музыкально-двигательные
- ходьба
- упражнения для мышечного т онуса
- у пражнения н а р азвитие м елкой м оторики
- у пражнения на развитие чувства ритма
- упражнения с элементами танца
- заключительные упражнения
2. Д вигательно-р ечевые
- упражнения на развитие фонационного дыхания
- упражнения на развитие голоса
- упражнения на развитие артикуляции и дикции
- у пражнения н а р азвитие к оординации д вижений и р ечи
- упражнение на развитие речевого внимания
- пение
- упражнения на развитие мелкой м оторики
- у пражнения с п редметами
- речевые упражнения
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
о сновой: п од м узыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
В ывод
Ус пешная ко ррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на р ечевые и в неречевые п роцессы, на ак тивизацию по знавательной деятельности дошкольников.
Высокая пластичность центральной нервной системы дошкольников, социальная сущность речи, в ыбор пр авильных ср едств и м етодов и д ругие ф акторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Эффективность логопедического во здействия об условлена сл едующими фа кторами:
- ур овнем ра звития ло гопедии ка к на уки;
- св язью теории и практики;
- характером дефекта и степень выраженности ег о си мптоматики на рушения;
- во зрастом человека, состоянием его здоровья;
- психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого на рушения;
- с роками н ачала л огопедической р аботы и е е п родолжительностью;
- р еализацией о сновных п ринципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного во здействия;
- ма стерством и ли чностными ка чествами ло гопеда.
Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития ло гопедии ка к на уки и р азвития с истемы с пециальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия, к оторые м ы р ассмотрим в с ледующей г лаве.
Пр именение ло горитмических ср едств в работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи, позволяет в доступной и интересной форме р азвивать у д ошкольников об щие ре чевые на выки, та кие, ка к ды хание, те мп и ритм речи, ее выразительность. В ходе музыкально-дидактических игр от рабатывать ар тикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия, так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели – расширение словаря де тей, от работка г рамматических т ем, а втоматизация з вуков, р азвитие фонематического восприятия.
Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже по грузиться в иг ровую си туацию, с оздать б лагоприятную а тмосферу у своения и зучаемого м атериала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, та к ка к их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, д вигательную и з рительную).
К онечная ц ель к омплексной логоритмической методики, включающей мероприятия терапии речевого нарушения. В ст руктуру эт ого п онятия в ходит о здоровление и у крепление н ервной системы и организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных функций ре чи и со циальных в заимоотношений с ц елью п одготовки к о бучению, а ктивной о бщественной д еятельности в условиях детского сада.
Таким образом, логопедическая ритмика, познавая за кономерности фо рмирования и на рушения се нсорных и д вигательных с истем ч еловека, и х с вязей с р азвитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействует с овершенствованию в сей к оррекционно-в оспитательной и л оговоспитательной р аботы с д ошкольниками, с традающими нарушениями речи.
Включение занятий по логопедической ритмике в к омплекс м ероприятий п о преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их р азвития и о бучения.