Екатерина Золотухина
Логоритмические упражнения как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье описывается проблема речевого развития детей на современном этапе. Ссылаясь на личный опыт работы с детьми с речевыми нарушениями, автор описывает технологию «Логоритмика» и в качестве доказательства ее эффективности приводит результаты достижений из собственной педагогической практики.
Публикация «Логоритмические упражнения как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: логоритмические упражнения, мелкая моторика, речевое дыхание, связная речь, артикуляционный аппарат.
В настоящее время многие дети страдают различными дефектами речи и задержкой речевого развития. Существуют разнообразные коррекционные методики и упражнения, благотворно воздействующие на речевое развитие детей. Одним из действующих и эффективных методов воздействия на развитие речи у детей является логоритмические занятия. Через логоритмическую деятельность под музыку идёт воздействие на двигательную сферу, которая помогает преодолеть разного рода речевые нарушения. Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением – это своего рода небольшие театральные постановки, которые объединены одним сюжетом и ритмом. Занятия строятся исходя из потребностей детей на данном этапе развития, их возрастных особенностейи задач обучения. Безусловно, задания проходят в игровой форме, что помогает дошкольникам быстро включаться в работу, находиться в состоянии сотворчества с другими участниками занятия (с взрослыми и другими детьми, сохранять положительный эмоциональный фон. В таких благоприятных условиях речь детей активизируется, ведь им необходимо играть свою роль, находить контакт с другими людьми.
В логоритмических занятиях всегда есть место для сюрпризного момента: появления героя, необычной музыки, нового музыкального инструмента или предмета и т. д. Положительный эмоциональный эффект всегда подстёгивает ребёнка к действию. Дети начинают активно повторять движение танца, слова песни, манипуляцию с музыкальным инструментом, что порождает ситуацию успеха. В данном случае педагогу необходимо отметить небольшие победы ребёнка, его речевую активность.
Логоритмика в своей работе выделяет работу над двумя сферами:
1. Речевое развитие : коррекция нарушений в развитии речи, развитие речевого дыхания, артикуляционное развитие речевого аппарата, темпа речи, сопряжения речи и движения тела, корректного произношения звуков, формирование фонематического слуха.
2. Неречевое развитие : работа над координацией движений, крупной моторикой тела, ориентацией тела в пространстве, активация знаний карты тела, мышечного тонуса, развитие внимания, памяти, способности к вокальному исполнению, развитие музыкального темпа и ритма.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку является главным принципом работы на занятиях логоритмикой. Психические и физические особенности формируют потребность дошкольника в специальных заданиях, которые помогут ему выйти на нужный уровень речевого развития. Наглядность и безукоризненно правильный показ упражнений педагогом помогает детям быстро его разучить.
Речевые упражнения обычно проводятся в кругу. Подражая действиям педагога, дети проговаривают материал хором, педагог направляет и синхронизирует речь.
Элементы, которые включены в занятия логоритмикой :
• артикуляционные и пальчиковые гимнастики;
• упражнения, развивающие общую моторику;
• скороговорки и чистоговорки;
• вокальные упражнения с артикуляционной основой;
• упражнения на формирование правильного речевого дыхания;
• музыкальные и ритмические игры, с использованием музыкальных инструментов;
• игры на формирование коммуникации между детьми и радостной атмосферы в коллективе;
• релаксационные упражнения;
• игры с музыкальной основой, направленные на развитие речи;
• игры с музыкальной основой, на развитие внимания, памяти;
• игры для развития ориентации в пространстве;
• игры на работу с дикцией;
• песни и стихи для развития речевого слуха.
Одним из интересных для детей моментов является использование в логоритмической деятельности наглядных иллюстраций, игрушек, тематических костюмов, атрибутов и другой необходимый инвентарь.
Логоритмическая деятельность требует особых усилий в подготовке. Тесно взаимодействуя между собой, музыкальный руководитель, методист и воспитатель прорабатывают всевозможные интересные для детей сценарии, с учётом их индивидуальных особенностей. Организатором таких занятий может быть как музыкальный руководитель, так и логопед ДОУ.
Проводя логоритмическую работу в условиях ДОУ, мы отметили положительные результаты:
• дети начинают корректно произносить звуки, которые вызывали у них затруднения;
• у детей формируется размеренный темп речи;
• ритм дыхания у детей становится спокойнее;
• развивается речевой выдох;
• прогрессивно улучшается речевая память;
• дети начинают быстро реагировать на смену движений в процессе выполнения дыхательных упражнения и пальчиковых гимнастик;
• дети с большой радостью включаются в процесс коррекционных занятий, благодаря чему развивается способность к речевому творчеству;
• дети учатся быстро концентрировать и распределять своё внимание;
• снижается эмоциональное напряжение, дети учатся взаимодействовать со сверстниками, а их здоровье в это время укрепляется.
Исходя из этого, следует отметить высокую эффективность логоритмических упражнений для решения речевых проблем у воспитанников.