Наталья Ситдыкова
Логоритмические упражнения для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Эта комплексная методика включает в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры.
В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
Публикация «Логоритмические упражнения для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных представлений;
воспитание умений перевоплощаться, выразительности и граций движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
воспитание переключаемости от одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно – двигательной координации.
Виды упражнений на занятиях по логоритмике.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.
(Речевое дыхание)
Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продол-жают движение. На следующий акцент,идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.
Упражнение с мячом. (С. Майкапар «Полька», отрывок.)
Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Другой вариант: мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй — вверх и перекатывает третьему, третий — вверх и бросает мяч четвертому, четвертый — вверх и перекатывает мяч пятому, пятый — вверх, и все вертятся вокруг себя (10 тактов). Переброска начинается сначала. Можно несколько раз меняться местами.
Упражнение «Жуки».
Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
ВЕТЕР
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубках громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон.
Ах-ах, ах-ах. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ритмично хлопают над головой.
Ритмично топают ногами.
Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Ритмично покачивают головой.
КОТЕНОК-ШАЛУН
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает.
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях, является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторик, вырабатывает хорошую координацию действий.
Развитие чувства темпа.
“Передай привет или приветик” - дети встают по кругу и “инструментарием своего тела” в определенном ритме передают приветствие: при - вет (хлоп – хлоп; топ - топ, шлеп - шлеп; хлоп –топ, топ - шлеп и т. д., так же передают при – ве – тик.
Массаж спины - “Дождик” муз. Е. Попляновой
Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.
1. Дождик бегает по крыше, Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.
Бом, бом, бом!
По веселой звонкой крыше, Постукивают пальчиками.
Бом, бом, бом!
2. Дома, дома посидите, Поколачивают кулачками.
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите, Растирают ребрами ладоней
Бом, бом, бом!
3. Почитайте, поиграйте - Кладут ладони на плечи и большими пальцами
В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.
Бом, бом, бом!
Эти упражнения необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Пальчиковые игры.
«ЦЕПОЧКА»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательные пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
«ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки: (Дети шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины, (На каждое произнесенное
Попугая и пингвина, название подарка загибают по одному
Шоколадок полмешка пальчику сначала на правой, потом И пушистого щенка! на левой руке)
Гав! Гав! (Делают из пальцев правой руки
мордочку щенка, согнуты средний и
указательный пальчики – ушки)
Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, проговариванием текста, а также с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами)
Упражнения на развитие мимики.
«Зима»
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию ДЕДА МОРОЗА.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима- старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены наразвитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк).
Я очень надеюсь, что упражнения помогут не только педагогам работающими с детьми, но и родителям. Желаю всем удачи!