Елена Топоркова
Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга»
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель-логопед
МБДОУ №5 «Радуга»
Топоркова Е. В
Тема: «Весна»
Цели: 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Публикация «Логопедическое занятие „Весна“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по карточкам)
4. Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных, выделение начальных звуков в словах).
5. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
6. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
7. Вырабатывать диафрагментальный тип дыхания с элементами релаксации.
8. Развивать общую моторику.
9. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: Коврограф, картинки с изображениями примет весны, игра «Времена года» (Агранович З. Е.) 5листов бумаги для проведения игры «Назови ласково» 3 круга (красный, синий, зелёный, буквы, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня» и проходят к своим местам.
Логопед : - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: - Здравствуйте!
Логопед : - Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Музыка продолжает звучать.
Логопед : - Ребята отгадайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором) : - Это весна!
Логопед : - Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.
Составление предложений о весне по картинкам.
На столе пред детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к коврографу, прикрепляют на него свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко» «Весной появляются первые цветы», «Весной с юга прилетают первые птицы», «Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)
Игра «Раздели слова на слоги»
Логопед : - Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети: - Слоги!
Логопед : - Правильно, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
( слова: Капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник).
Игра с мячом.
Логопед : - Ребята встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте нужную форму слова «весенний».
Например: день – весенний день; погода – весенняя погода; солнце – весеннее солнце.
( слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.)
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Логопед : (тихим голосом, в замедленном темпе с паузами между словами).
Есть у нас игра такая,
Очень лёгкая, простая
Замедляется движение,
Исчезает напряжение.
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
Логопед : - Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. (дети выполняют движения). Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими. (дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся (дети потягиваются). Опустите руки, сядьте. Молодцы!
Игра с элементами рисования. «Назови ласково»
Логопед : - Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок, я опишу, что на нём изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера. ( например: нарисован ручей. Ребё нок говорит: ручеёк – и рисует его). ( слова: солнце, облако, дерево и др.).
Игра «Назовите первый звук в слове»
На столе перед детьми разложены круги красного, синего и зелёного цвета.
Логопед : - Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны будете произносить первый звук в нём, определить, какой он: гласный, согласный, мягкий, и поднять соответствующий звуку кружок. Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем красным кружком?
Дети: - Гласные звуки.
Логопед : - Синим кружком?
Дети: - Согласные твёрдые звуки.
Логопед : - Зелёным кружком?
Дети: - Согласные мягкие звуки.
Логопед : - А как определим глухой звук или звонкий?
Дети: - Мы прикладываем руку к горлышку и, если горлышко «звенит» то звук звонкий. Если горлышко «не звенит», то глухой.
Дети по очереди подходят к столу и выполняют задание.
( слова: капель, бабочка, солнце, оттепель, подснежник.)
Подвижная игра с речевым сопровождением «Собирайся, детвора»
Логопед : - Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнём. (дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Логопед выполняет упражнения вместе с детьми.)
Логопед : Собирайся, детвора!
Весна зовёт : «Гулять пора!» (хлопают в ладоши)
Будем по лесу гулять, (шагают на месте)
Свежим воздухом дышать. (останавливаются, поднимают руки
вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают
руки, выдыхают воздух через рот)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдём. (поворачиваются вправо и идут
друг за другом на носочках, держа руки на поясе)
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдём. (идут друг за другом, высоко поднимая
колени и держа руки за спиной)
Встали ёлки на пути
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно. (идут змейкой друг за другом)
Вот сороки прилетели.
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки – белобоки:
-Весна идёт! Идёт весна! (бегут по кругу на носочках, плавно
взмахивая руками вверх – вниз)
За весною вслед пойдём,
Хоровод мы заведём, (идут по кругу, взявшись за руки)
Будем петь и танцевать –
Весну – веснушку встречать! (останавливаются, поднимают
руки вверх, выполняют поклон)
Игра «Что перепутал художник?»
(Дети садятся. Перед ними находится коврограф, на котором закреплены плоские изображения, составляющие картину.)
Логопед : - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
Дети: - (Исправляют ошибки художника).
- Весной дети не катаются на санках.
- Весной нет листопада.
- Весной медведь не спит в берлоге.
- Весной дети не купаются в речке.
Логопед : - Теперь на нашей картинке настоящая весна. Молодцы!
Окончание занятия.
Логопед : - А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: - Говорили о приметах весны.
- Делили слова на слоги.
- Играли с мячом.
- Играли в игру «Назови ласково»
- Учились правильно дышать.
- Исправляли ошибки художника.
Логопед : - Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. И поэтому, весна приготовила вам подарки. (Логопед раздаёт подарки).
Занятие окончено.