Елена Черникова
«Осень. Сбор грибов». Логопедическое занятие в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие в подготовительной группе
по развитию связной речи по лексической теме «Осень. Сбор грибов»
Цель: закрепление представлений о грибах, совершенствование монологической речи (пересказ текста)
Коррекционно-образовательные задачи:
• Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
• Учить отвечать полным ответом;
• Учить пересказу по схеме.
• Учить определять грибы по их описанию.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
• Совершенствовать зрительное внимание и слуховое восприятие;
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
• Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
• Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Оборудование: картинки с изображением леса, картинки для игры с фонариком, грибы муляжи, опорные картинки (бабушка, девочка, дедушка, лукошко, грибы) аудиозапись, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Слайд 2
-Ребята, давайте станем в круг и поприветствуем друг друга.
Упражнение «Настроение»
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей.
2. Сообщение темы занятия.
-Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие, а куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку: -Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)
-Правильно, в лес.
-Закрываем глазки и считаем до 5.
-Открывайте глазки.
-В каком лесу мы оказались? Слайд 3
-В осеннем. Почему вы решили, что это осенний лес? (Листья на деревьях желтые, лежат на земле, трава пожелтела, птицы улетают в теплые края.)
-Давайте присядем на стульчики и послушаем звуки леса.
3. Развитие фонематического слуха. Слайд 4
-Какие звуки вы слышали?
«Звуки осени»: логопед предлагает к прослушиванию звуки, характерные для осени, дети слушают с закрытыми глазами, узнают их, называют полным ответом.
- Для какого времени года больше всего подходят звуки, которые вы прослушали?
- Давайте расскажем, что каждый из вас услышал (по схеме 1).
4. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос-выдох через рот (баночки с сухой травой, листвой, сосновыми иголками и грибами).
Какие осенью мы чувствуем запахи в лесу? (свежести, прелой травы, мха, грибов)
- Составим предложение по схеме 2.
5. Составить предложение «Что нравиться осенью мне…
Составим предложение по схеме 3.
- Чем нас радует осень? – (Красотой листьев, урожаем овощей, фруктов, грибов, ягод).
- Что там растает? Кто пользуется дарами леса?
6. Игра с фонариком «Какой гриб спрятался в лесу?»
Составляем предложение, опираясь на схему 4.
- В осеннем лесу под берёзой растёт подберёзовик.
- В осеннем лесу под осиной растёт подосиновики.
- В осеннем лесу на пне растут опята.
- В осеннем лесу между деревьев растет боровик.
- В осеннем лесу под сосной выросли маслята.
7. Физкультминутка «Грибники»
Мы отправились гулять, грибы-ягоды искать (шаг на месте)
Как прекрасен этот лес, полон разных он чудес (руки в стороны)
Светит солнце в вышине (руки вверх, встать на носочки)
Вот грибок растет на пне (присесть)
Дрозд на дереве сидит (руки вверх, встать на носочки)
Ежик под кустом шуршит (присесть)
Слева ель растет- старушка (наклон влево)
Справа сосенки-подружки (наклон вправо)
Где грибочки вы, ау! Все равно я вас найду!
(несколько наклонов вниз)
На ковре лежат грибы-муляжи. Надо распределить в две корзинки «Съедобные и несъедобные».
II. Основная часть.
- А кого вы видите на этой картине? Что она делает? (Девочку, она собирает грибы). А вы любите собирать грибы? Расскажите, с кем вам приходилось собирать грибы?
- Как называются грибы, которые люди употребляют в пищу? (съедобные)
- А какие оставляем в лесу? (ядовитые)
- Я вам сейчас прочитаю рассказ. А вы внимательно послушайте.
- Какое чувство вы испытывали, когда корзина полная? – А когда пустая? (ответы детей).
- Вам интересно узнать, какое чувство испытала девочка Надя, которая ходила с бабушкой по грибы? Послушаем рассказ Я. Тайц «По грибы».
Послушайте рассказ «По грибы» Яков Тайц. Слайд 5
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
Слайд 7 Герои: бабушка, внучка Надя, дедушка.
Слайд 8-9 Словарная работа: лукошко (корзинка, половина, полное, покраснела, стало стыдно
Беседуем по вопросам:
- Куда ходила бабушка с внучкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что им дал дедушка? Зачем?
- Кто набрал больше грибов?
- А сколько грибов было в Надином лукошке?
- Кто предложил поменяться лукошками?
- Кого начал хвалить дедушка? Почему?
- Почему Надя покраснела?
- Каким голосом она сказала правду?
- Надя честная девочка?
Дополни предложения: - У бабушки лукошко (какое…. а у Нади…
Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Пересказываем рассказ:
1 раз – по тексту, договаривая пропущенные слова и фразы (картинки).
2 раз – по тексту, но используя игрушечный микрофон по схеме.
3 раз – по тексту самостоятельно по схеме.
4 раз – по тексту без опоры.
5 раз – по ролям.
III. Итог занятия. Слайд 18
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какие грибы мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Сегодня хорошо отвечали на вопросы, активно работали, играли, закрепили умение делить слова на слоги. Внимательно слушали ответы товарищей, помогали в ответах, не выкрикивали, а ждали своей очереди.
Спасибо, лес, за угощение,
За грибную икру и сладкое варенье,
За музыку волшебную твою,
За всё тебя благодарю.
Получают лакомство в виде грибочков.