Светлана Мирошниченко
«Путешествие в космос». Логопедическое фронтальное занятие для детей подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в космос.
Цель: систематизация знаний и представлений детей на космическую тематику.
Задачи:
Образовательные: обогащать представления детей о космосе с опорой на видеоматериал;
Развивающие: стимулировать желание детей высказывать свои мысли и чувства;
Воспитательные: прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать патриотизм.
Публикация «„Путешествие в космос“, Логопедическое фронтальное занятие для детей подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование: детские костюмы космонавтов, мультимедийная техника, презентация «Космос»; музыка: звуки леса, космический танец, взлёт ракеты, посадка ракеты; ракета: объёмные геометрические фигуры для постройки ракета, схема ракеты, разноцветные ленты на палочках 14 шт., мини-проект: магнитная доска, синяя ткань, гирлянда, бархатные изображения ракеты, земли, солнца, кометы, чёрной дыры; бархатные буквы КОСМОС, белые листы – 6 шт., красная краска, большая кисточка; лес: массажный коврик, сосны, пеньки – 7 шт., аромат сосны, индивидуальные зеркала - 7 шт., массажные мячики - 7 шт., сюрпризный момент: воздушные шары с гелием – 6 шт.
Актуальность:
С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, звёзды. Именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Какие у вас необычные костюмы. Вы, наверное, куда-то собрались? Или хотели во что-то поиграть? Попробую отгадать. Костюмы светло-голубого цвета, напоминают мне небо. А в небе, кто же бывает в небе? Подскажите мне. А что такое космос?
2. Вводная часть
Презентация о космосе
Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!
Кто-то пытался добраться до звёзд на воздушном шаре, дирижабле. Потом люди придумали самолёты, которые взлетали ещё выше, но улететь в космос не смогли.
И вот однажды мечта осуществилась. Русский учёный и конструктор С. П. Королёв сумел сконструировать первый космический спутник и запустить его в космическое пространство.
Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первого космического пассажира звали Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка. Для собак была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собак, поведении люди узнавали с помощью приборов.
Для подготовки людей-космонавтов учёные построили Звёздный городок, в котором космонавты проходят специальную подготовку. Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, любознательными, находчивыми, решительными, выносливыми, здоровыми, внимательными)
- Правильно. Дело в том, что в космосе всё необычно. Например, очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того, в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому для космонавта придумали специальный скафандр. А ещё в космосе невесомость, и космонавты не ходят, а летают в воздухе. Обычную еду невозможно кушать, потому что она тоже летает. И учёные придумали запаковывать еду в тюбики, как зубную пасту.
12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «5, 4, 3, 2, 1, Старт!».
Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал двигатель. И ракета полетела высоко в небо.
Она поднималась все выше и выше! Посмотрите! Она уже выше облаков! И вот ракета оказалась в открытом космосе! Что же увидел космонавт? (Высказывания детей)
- Много предположений, и они все разные… Как же разобраться? А давайте-ка ребята поиграем в космонавтов.
3. Основная часть
- Для этого пройдём специальную тренировку в Звёздном городке. Отряд, за мной в обход площадки шагом марш! Левой! Левой! Раз, два, три! Мы подошли к узкой тропинке, будьте осторожны.
Тропинка здоровья(движения согласно тексту)
Мы шагаем не спеша,
Как погода хороша!
Хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп, хлоп!
Топаем ногами, топ, топ, топ!
Качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы низко приседаем и прямо мы встаем.
Друг за другом идём и не отстаём!
Лес
- Ребята! А где мы очутились? По каким признакам догадались? Как замечательно в сосновом бору! Недаром космонавты отдыхают здесь, дышат сосновым ароматом, заряжаются энергией.
Ароматерапия (Запах сосны)
- Присядьте на пеньки, попробуем и мы закрыть глаза и насладиться сосновым ароматом: вдох через нос, выдох через рот, ещё раз. (2-3 раза) Чувствуете, как бодрит? Молодцы!
- Каждый день космонавты закаляют свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой и разминают все мышцы.
Самомассаж лица (движения согласно тексту)
Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
Уши растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёки
Щёки разминаем, чтобы надувались,
Губы разминаем, чтобы улыбались.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шее ручейком стекаем.
Артикуляционная гимнастика
Космонавты говорят чётко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Возьмите зеркала и выполним эти упражнения: «Качели» (8-10 секунд); «Часы» (8-10 секунд); «Мотор» - Дрррррр. Отлично!
Гимнастика для пальцев (массажные мячики-пищалки)
- Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажёров.
В руки мячик мы возьмём и разминку проведём.
Будем мячик по ладоням катать, свои пальцы укреплять.
- Космонавты учатся слышать и воспроизводить звуковые сигналы спутников. ---; / / /; --- /.
- Молодцы! Можно отправляться к стартовой площадке. Отряд, стройсь! За мной шагом марш! … Отряд, стой! Раз, два! Равняйсь! Смирно!
- Космонавты! Вот и настал ваш звёздный час! Сейчас мы совершим полёт в космос! Проведём научно-исследовательскую работу, выполним все задания, а результаты отобразим в мини-проекте. Готовы?
Мини-проект «Космос»
Первое задание:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (Ракета)
- Перед вами схема ракеты, рассмотрите её внимательно. Ракета состоит из разных частей-отсеков, в которых живут и работают космонавты. Постройте космическую ракету из объёмных геометрических фигур.. Отлично! Занимайте свои места.
-, подойди к столу, выбери изображение космической ракеты и прикрепи на панель. Очень хорошо! Справились с заданием и заработали первый жетон. Но, чтобы ракета взлетела, необходимо проверить двигатель, и если есть неполадки, то устранить их. (Раздаю по 2 палочки с лентами)
«Танец космонавтов» импровизация (47 секунд)
- Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места! Пристегните ремни! Идёт обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1! Поехали!
ПОЛЁТ
- Можно отстегнуть ремни, расслабиться и наблюдать в большой иллюминатор. (Открываю проектор) Мы поднимаемся всё выше и выше … и перед нами второе задание: Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется… (Земля) Правильно!
- Посмотрите, это – наша планета (Земля) и люди, которые на ней живут, называются (земляне). Наша планета по форме напоминает (шар, мяч). Совершенно верно. Как вы думаете, синие пятна что это (вода – моря и океаны, зеленые – … (леса и луга, а коричневые – … (горы). Правда, она очень красивая, наша планета? Ребята, но наша планета не единственная в галактике. Какие другие планеты вы знаете? (Молодцы! В нашей галактике девять планет, но жизнь существует только на планете Земля. Остальные планеты необитаемы. ,выбери нужную картинку и прикрепи на панель. Заработали ещё один жетон.
- А перед нами следующее задание: центр галактики светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) Правильно! Обратите внимание, какое огромное Солнце, больше всех планет вместе взятых! И все планеты вращаются вокруг него. Попробуем нарисовать солнце носом. Закройте глаза, в воздухе нарисуйте носом большой круг и много лучиков.. Замечательно!, выбери соответствующую картинку и прикрепи на панель. Заработали ещё один жетон!
- Внимание, следующее задание:
1) Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)
Правильно! (Включаю гирлянду) Говорят, что звёзды очень трудно считать. Проверим, посчитаем звёзды, с помощью пальцев. Одна звезда, две,, десять звёзд. Молодцы! И заработали ещё один жетон!
А нашем пути ещё одно испытание:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (Комета)
- Правильно. А что же такое комета?. Комета – это небесное тело, состоит из пыли и газа. А что это тянется за кометой (хвост) Какой он причудливой формы! Красота! Давайте зарисуем кометы, чтобы они остались у нас на память о путешествии. Округлую часть кометы изобразить просто - капнем краски. А как нарисовать хвост? Нужно просто подуть на каплю краски.. Какие интересные и разные получились у вас кометы! Замечательно! ,найди изображение кометы и прикрепи на панель. Молодцы! Справились с заданием и заработали ещё один жетон! Продолжаем наш путь.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная (Дыра)
Ребята, мы облетели всю галактику и находимся возле самого опасного места – чёрной дыры. Она, как пылесос, втягивает все объекты, которые находятся рядом с ней. Звуковой сигнал ракеты предупреждает об опасности. Наша ракета может не выдержать перегрузки, пора возвращаться. ,подойди к столу, возьми картинку и прикрепи её на мини-проект. Отлично! Заработали ещё один жетон.
Космонавты! Занять свои места! Пристегнуть ремни.
Объявляю посадку! Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю вас! Наше космическое путешествие прошло успешно. Во время исследовательской работы мы создали мини-проект. Какое название можете ему дать?. А помогут вам заработанные жетоны. Они непростые, а с буквами. Закройте глаза и указательным пальцем проведите по букве, запомните её. Откройте глаза и подойдите ко мне. С помощью букв составьте слово КОСМОС.. Что такое космос? Кто летает в космос? Назовите космический транспорт. Как звали первого космонавта? Какие небесные объекты можно увидеть в космосе?
4. Итог
Ребята, а что вам понравилось или запомнилось в путешествии?. Как интересно! Свои впечатления о путешествии вы можете рассказать родным, близким, а поможет вам мини-проект, который мы отдадим в группу, чтобы ваши друзья смогли не только услышать о космосе, но и увидеть космические объекты. Вы молодцы! Порадовали меня. А на память хочу вручить вам воздушные шары, чтобы вы стремились вверх к знаниям, умениям и достигали вершин в любом деле. Спасибо вам.