Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Фрукты (лексический строй речи).
1.- Рассмотрите с ребенком фрукты : яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, киви - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.
- Обратите внимание на характерные признаки фруктов : вкус, цвет, форма, запах.
- Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).
Публикация «Логопедическое домашнее задание по лексической теме „Фрукты“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Предметы: апельсин, банан, груша, лимон, яблоко, слива, яблоня, мандарин, сад, земля, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура, пища, сок, кисель, компот, варенье, повидло, фрукт…
Признаки: цвета – красный, оранжевый, бордовый и т. д. ; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая, овальная, треугольная; поверхность – гладкая, шершавая, ровная, неровная; отыменные прилагательные – яблочный, сливовый и т. д. ; спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, ароматный…
Действия: собирать (урожай, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, мыть, чистить, резать, варить, сушить, готовить, заготавливать, кушать …
2. Попробуйте придумать с ребёнком загадки-описания о фруктах. Например:
Жёлтый, овальный, кислый (лимон) и т. п.
3. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Слива (какая) - синяя, овальная.
Лимон (какой) -.
Абрикос (какой) - и т. д.
4. Нарисуй или приклей картинки с изображением различных фруктов. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.
5. Составление предложений из слов.
• яблоки, лежать, яблоня, под
• груша, расти, сад, в
6. Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")
Мама собрала в саду яблоки, чтобы.
Мама помыла груши, чтобы.
Мама купила в магазине сливы, чтобы.
7. Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Слива синяя, а яблоко - зеленное.
Лимон кислый, а груша -.
И т. д.
8. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).
• В шкурке желтой, кислый он,
Называется -.
(Лимон)
• В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)
• Схож он с бусами немножко,
Каждый листик - как ладошка.
Был зеленым, а поспел он -
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
Фрукты (грамматический строй речи).
1. Назови ласково:
яблоко – яблочко
лимон — …
апельсин — …
ветка — …
сад — …
дерево — …
2. Один – много (множественное число, именительный падеж существительных) :
яблоко – яблоки, фрукт — ,корень — ,яблоня — ,дерево — ,ветка — ,
косточка — ,лист — ,ствол —, мандарин-, банан-…., слива-, киви-,гранат-,
нектарин-, персик-, абрикос. и т. д.
3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :
яблоко – нет яблока
лимон — …
корень — …
сад — …
дерево — …
ветка — …
косточка — …
лист — …
ствол — …и т. д.
4. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один апельсин - много апельсинов.
Одна груша - много груш.
И т. д.
5. Какой сок? Какое варенье?
фрукт – фруктовый, фруктовое
лимон — …
яблоко — …
слива — ….
абрикос — …
груша — …и т. д.
5. Поиграйте в игру «Жадина» :
Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)
Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.) и т. д.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 лимон, 2 лимона, 3. , 4. , 5 лимонов.
1 слива, 2. , 3. , 4. , 5.
1 абрикос, 2. , 3. , 4. , 5.
1 груша, 2. , 3. , 4. , 5. И т. д.
7. Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.
Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного. (яблока). Мы съели все. (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной. (груши). Мы съели все. (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной. (сливы). Мы съели все. (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной. (вишни). Мы съели все. (вишни).
8. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут.
- Если яблоки запечь, тогда они получатся.
- Если груши посушить, тогда они станут.
Отработать упражнение на примере всех фруктов.