Полина Деревягина
Логопедический проект «Весело играем — звуки в речи закрепляем»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Специалисты знают, что детям неинтересны бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.
Публикация «Логопедический проект „Весело играем — звуки в речи закрепляем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И передо мной встал вопрос, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?
Использование обучающего материала в форме увлекательной игры позволяет приобретать правильные произносительные навыки ненавязчиво и дает более высокие результаты.
Логопедический проект предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении звуков.
Цель разработки: активизация работы по автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.
Основными задачами являются:
- развивать артикуляционный аппарат;
- побуждать ребенка самостоятельно, активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- повышать познавательную активность и работоспособность детей;
- развивать не только речевые, но и творческие способности у детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям;
- объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта :
• дети с нарушениями речи,
• учитель-логопед,
• родители,
• воспитатели, специалисты ДОУ.
Эффективность данных результатов:
У детей появляется самоконтроль в правильном звукопроизношении, родители приобретают необходимые им знаний по вопросам речевого развития детей, педагоги повышают профессиональное мастерство по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Вид проекта – коррекционный, долгосрочный
Срок реализации проекта – 1 год.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап
Задачи:
1. создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2. Определить направление логопедического проекта, а также условия его реализации.
3. Подобрать игры и игровые упражнения по постановке и автоматизации нарушенных звуков и изготовить дидактические пособия к ним.
4. Провести консультацию для родителей “Роль дидактических игр в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста”.
Основной этап.
Работа с детьми:
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3’
шипящий Ш
соноры Л, Ль
шипящий Ж
соноры Р, Р’
шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики) :
• для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
• для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
• для Р, Р’ : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах :
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5. Дифференциация звуков :
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Первый период обучения (сентябрь – октябрь-ноябрь)
Содержание работы
1. Постановка звука «С»
2. Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.
3. Постановка и автоматизация звука «Сь».
4. Постановка звука «Ц»
5. Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.
6. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.
Развитие артикуляции и речевого дыхания
1. Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ
(улыбка). 2. Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)
«Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -
«Холодный ветер»
3. Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.
Дыхательное упр-е «Осень».
Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы.
Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро.
Следить за положением губ и языка.
Дыхательное упражнение «Вьюга».
Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик».
Второй период обучения (декабрь – январь – февраль)
Содержание работы
1. Постановка звука «Ш»
2. Автоматизация звука «Ш»
3. Дифференциация свистящих звуков.
4. Постановка и автоматизация звука «Ж»
5. Постановка звука «Л»
6. Автоматизация звука «Л»
7. Постановка и автоматизация звука «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль.
8. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (С-Ш, З-Ж)
Развитие артикуляции и речевого дыхания
1. Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ
(вытянуты вперёд. округлены)
2. Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».
3. Учить включать голос при произнесении звука «Ш».
4. Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-
«Лопата копает» -«Вкусное варенье»
- «Фокус» - «Теплый ветер».
5. Дыхат. упр-е «Вьюга».
6. Учить удерживать язычок на «бугорке» за верхними зубами.
7. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» - Окно» - «Мостик» -«Лопата» -
«Пароход» -«Пароход гудит».
8. Дыхат. упр. : «Ветерок»
9. Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.
10. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.
11. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Третий период обучения (март – апрель – май)
1. Подготовительные упражнения к постановке звука «Р»
2. Постановка звука «Р»
3. Автоматизация звука «Р»
4. Постановка и автоматизация звука «Рь»
5. Постановка и автоматизация звука Ч
6. Постановка и автоматизация звука Щ
7. Дифференциация звуков «Р-Рь», «Р-Л», «Рь-Ль», «Ть-Ч», «Щ-Сь» и др.
8. Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи
Развитие артикуляции и речевого дыхания
1. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».
2. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.
3. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) :
«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-
«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -
«Пулемет».
4. Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.
5. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.
6. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами.
7. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.
8. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
Работа с родителями:
1. Провести индивидуальные консультации родителей по автоматизации поставленных звуков.
2. Выполнение, совместно с ребенком, заданий от логопеда с изучаемыми звуками.
3. Повышение интереса родителей к логопедическому процессу.
Работа с педагогами:
1. Выполнение совместно с педагогами настольных речевых игр.
2. Использование настольных речевых игр в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков.
Заключительный этап.
Задачи:
1. Провести диагностику умения употреблять поставленные звуки в речи детьми старшего дошкольного возраста.
2. Подведение итогов по реализации проекта, обобщение опыта работы по проекту с воспитателями групп и специалистами ДОУ.
Конечный продукт проекта.
1. Сформированная устойчивая мотивация детей.
2. Повышение грамотности родителей в обучении детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в логопедическом процессе.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта.
1. Демонстрация настольных речевых игр и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков.
2. Проведение индивидуальных занятий с использованием дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста, автоматизация звуков.
Результат проектной деятельности.
1. У детей сформировано правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, они правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуками.
2. Дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук, научились выделять на слух слова, в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, у них выработалась хорошая дикция.