Полина Деревягина
Логопедический проект «Развитие речевого дыхания» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практический, игровой.
Проблема: Несформированность речевого выдоха и отсутствие навыка испускания целенаправленной воздушной струи у детей с речевыми нарушениями.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Сроки проведения:
с 01.10.2023 г. по 31.05.2024 г.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители, воспитатели
Публикация «Логопедический проект „Развитие речевого дыхания“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время неуклонно растет количество детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи, при поступлении в школу, составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Следствием несформированной устной речи, фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза и неправильного звукопроизношения является прогрессирование дислексии и дисграфии. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Произношение звуков тесно взаимосвязано с речевым дыханием, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении, прежде всего нужно проводить работу по формированию правильно-направленной и достаточной воздушной струи, то есть с развития дыхания.
Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также помогают научить ребенка правильно произносить звуки.
Все звуки произносятся в фазе выдоха. Существует три направления воздушной струи: для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в’, ф, ф’, заднеязычных (к, к’, г, г’, х, х’, переднеязычных (т, т’, д, д’, свистящих (с, с’, з, з’, ц) характерно направление воздушной струи прямо по центру языка, для произношения шипящих звуков и р, р’ – по центру языка вверх, для произнесения звука л, л’ – по боковым краям языка.
Поэтому прежде чем начинать постановку звуков, нужно провести не только комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения на устранении недостатков фонематического слуха, но и комплекс дыхательных упражнений и игр. Дыхательные упражнения можно использовать как часть занятий, так и как индивидуальные занятия.
Цель проекта : Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания.
Задачи:
1. Формировать навыки правильного речевого дыхания
2. Развивать плавный речевой выдох.
3. Нормализировать просодические компоненты речи.
4. Формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи.
5. Разработать комплекс занятий и упражнений на дыхание.
6. Подобрать необходимый практический материал для зоны дыхания в логопедическом кабинете.
7. Оформить картотеку игр и упражнений.
8. Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития речевого дыхания, познакомить их с разнообразием дыхательных упражнений.
Планируемые результаты:
1. Сформированность правильного речевого дыхания у детей и развитие достаточной воздушной струи.
2. После освоения правильного речевого дыхания, глубокого вдоха и плавного выдоха речь станет более чёткой, разборчивой.
Конечный продукт проекта :
1. Изготовление пособий и создание картотеки игр и упражнений по формированию речевого дыхания.
2. Оформление зоны в логопедическом кабинете с картотекой упражнений, игровыми пособиями.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подбор дыхательных упражнений, игр.
- Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.
- Составление перспективного плана работы (Приложение 1)
- Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания
- Разработка рекомендаций по проведению дыхательных упражнений.
2. Основной этап:
Работа с детьми:
-Улучшить функции внешнего дыхания (вдыхаем через нос, не поднимаем плечи при вдохе, в дыхании участвует живот);
- Выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха;
- Дифференциация ротового и носового выдоха;
- Развитие фонационного (озвученного выдоха);
- Развитие речевого дыхания (произношение на выдохе слогов, слов, фраз);
- Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
Работа с родителями:
- Консультация «Польза дыхательной гимнастики».
- Оформление папки-передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
- Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с педагогами ДОУ
- Консультация-практикум «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей».
- Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.
- Картотека упражнений и дидактических игр на формирование речевого дыхания.
На протяжении проекта необходимо выполнять условия для проведения дыхательных упражнений :
1. Не повторять упражнение много раз, так как это может вызвать головокружение;
2. Не выполнять упражнения в пыльном и непроветренном помещении;
3. Не добиваться полного выдоха;
4. Следить, чтобы не надувались щеки;
5. Выполнять упражнения через 1,5-2 часа после еды;
6. Одежда ребенка не должна быть тесной;
7. Не заниматься упражнениями при присутствии заболеваний органов дыхания;
8. Следить, чтобы во время выполнения упражнений мышцы шеи, рук и груди не напрягались, при вдохе не поднимались плечи, а при выдохе – не опускались;
9. Дидактический и наглядный материал должен быть расположен на уровне рта, должен быть легким и безопасным.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволит добиться положительных результатов.
Тематический план реализации проекта
Упражнения на развитие речевого дыхания
Октябрь 2023
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце с листочками».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Повторить 4-5 раз.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Поднять руки вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.
Ноябрь 2023
«Наслаждаемся запахами духов».
Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол».
Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Лошадки фыркают».
Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку».
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
Игровое задание «Мячик – ямочка».
Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.
Упражнение «Ныряльщики»
Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом.
Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.
Декабрь 2023
«Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: «снежки» из ваты.
Краткое описание
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
«Фокус»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: «мячики» из ваты на ниточках.
Краткое описание
Сделать язык- «блинчик», «мячик» расположить у кончика носа. Сделать вдох через нос. Сильно дунуть на ватку так, чтобы она взлетела вверх.
Январь 2024
«Катись, карандаш!»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Краткое описание
Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка кладём карандаш. Затем предлагаем ребенку подуть на карандаш.
«Буря в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан, с кипяченой водой, трубочки для коктейля, или прозрачный вымытый корпус от ручек предварительно.
Краткое описание
В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Ты когда-нибудь видел бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря!
«Сильный ветерок»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: картинки-схемы, дыхательный тренажер.
Краткое описание
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки, чуть задержав дыхание, и, подобно ветерку, быстро выдохнуть, сложив губы трубочкой.
«Помоги самолётику завести пропеллер»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: дыхательный тренажер.
Краткое описание
Сделать глубокий вдох через нос, выдох в тренажер.
«Весёлый хомячок»
Цель: тренировка навыка регулировки процесса дыхания.
Оборудование: картинки-схемы.
Краткое описание
Надуть щёки, как на картинке у хомячка, затем ладонями хлопнуть себя по щекам и выпустить воздух через рот; плечи во время выполнения упражнения неподвижны.
«Сердитый ёжик»
Цель: тренировка навыка регулировки процесса дыхания.
Оборудование: картинки-схемы.
Краткое описание
Чтобы собрать яблоки вместе с ёжиком, шагаем на месте, делаем глубокий вдох через рот, затем шумно выдыхаем, продолжая ходьбу на месте.
«Забавный мишка»
Цель: тренировка навыка регулировки процесса дыхания.
Оборудование: картинки-схемы.
Краткое описание
Как дышит мишка? Шагаем на месте, делаем быстрый и шумный вдох через нос, поднимая высоко плечи, также быстро и шумно выдыхаем, продолжая ходьбу на месте.
Февраль 2024
«Волшебный мячик»
Цель: тренировка навыка регулировки процесса дыхания, обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: трубочки, мячики из пенопласта.
Краткое описание
Положите шарик в отверстие и плавно подуйте в трубочку так, чтобы шарик парил в воздухе.
Опускайте и поднимайте шарик, регулируйте силу и продолжительность воздуха.
Устройте соревнования, кто дольше продержит шарик в воздухе. Тренируйте длинный вдох.
Удерживайте шарик в воздухе в течение определённого промежутка времени.
Начните с 5 секунд, увеличивая время постепенно.
«Что спряталось в шариках»
Цель: тренировка навыка регулировки процесса дыхания, обучение целенаправленному выдоху.
Оборудование: папки, наполненные мячиками из пенопласта, картинки на выполнение артикуляционной гимнастики.
Краткое описание
Подуй на папочку, давай поищем, что там спряталось. Шарики волшебные, они умеют летать. Найди все картинки и выполни артикуляционные упражнения.
Упражнения на развитие фонационного (озвученного выдоха)
Март 2024
«Пузырь»
Цель: развитее речевого дыхания
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)
«Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Краткое описание
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар".
Краткое описание
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Мычалка»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Краткое описание
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
«Лесная азбука».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
Краткое описание
К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з» и на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
Апрель 2024
Игры – соревнования:
«Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
«Звуковые клубочки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.
«Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Собачка»
Руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
Многократное повторение слогов.
«Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
Счет
Счет на длительном выдохе от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
Фразы с использованием приема наращивания.
Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.
«Скороговорки»
o «Егорка» : Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
o На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
o Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
o Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
o Расскажите про покупки, про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
o Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.
o Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека - цап!
o Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
o У четырех черепашек четыре черепашонка.
o Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
o На опушке в избушке живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке кошка, кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
o Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
o Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
o Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
o Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
o Мышка залезла под крышку, чтобы под крышкой сгрызть крошку, мышке, наверное, крышка – мышка забыла про кошку!
o Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
o Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
o Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
o Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – три весёлых поросё нка: карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Поговорки.
После грозы — вёдро, после горя — радость.
На безрыбье и рак рыба.
Доверяй, но проверяй.
Терпенье и труд всё перетрут.
Дурные примеры заразительны.
На запретный товар — весь базар.
Привычка — вторая натура.
Не грози рыбе морем.
За комаром не с топором.
Доброта — лучшая красота.
Доброе сердце дороже короны.
Потерянное время не воротишь.
Рыба в реке — не в руке.
Утро вечера мудренее.
Кто раз украл — себя замарал.
Вор у вора увёл корову со двора.
На чужой каравай рот не разевай.
Тот герой, кто за Родину горой.
Красна река берегами, обед — пирогами.
Наврал с три короба.
Дружба дружбой, а служба службой.
Берёжёного Бог бережёт.
Попытка — не пытка.
Поздний гость гложет кость.
Говорить, так договаривать, а не договаривать, так и не говорить.
Друг в беде — дважды друг.
Кончил дело, гуляй смело.
Мели, Емеля, — твоя неделя.
Ум за разум зашёл.
Коси, коса, пока роса.
Секрет на весь свет.
Сорока на хвосте весть принесла.
Лисица — старая льстица.
Пословица не зря молвится[ца].
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Носится[ца] как курица с яйцом.
Конец — делу венец.
И швец, и жнец, и в дуду игрец.
Не учи учёного.
Чтение — лучшее учение.
Не учи щуку плавать.
Поспешишь — людей насмешишь.
Тише едешь — дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
От горшка два вершка.
И вашим, и нашим за копейку спляшем.
Как постелешь, так и поспишь.
Как заваришь, так и попьёшь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Шумит дубровушка к погодушке.
Подальше положишь — поближе возьмёшь.
Не тот хорош, кто лицом пригож[ш], а тот хорош, кто для дела гож[ш].
Щи да каша — пища наша.
Май 2024
Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.