Полина Деревягина
Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Цель: сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи:
· Формирование у детей представлений об артикуляционных органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
· Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата
· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
2. Освоение тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;
3. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
1. Подготовительный этап:
• Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;
• Изучение методической литературы по данной теме;
• Подбор артикуляционных упражнений;
• Изготовление картотеки артикуляционных упражнений;
• Составление перспективного плана работы (Приложение 1);
• Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильной артикуляции;
• Разработка рекомендаций по проведению артикуляционных упражнений.
2. Основной этап:
Работа с детьми
Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций;
Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке»;
Работа с родителями
Оформление папки передвижки «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»;
Оформление буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика»;
Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
3. Заключительный этап
- Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.
- Оформление выставки детских работ.
- Оформление буклетов для родителей.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Приложение 1.
Перспективный план работы
Сентябрь - октябрь
1. Беседа.
Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
2. Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций сказки о «Веселом язычке»;
Ноябрь - декабрь
1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);
Январь - апрель
1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);
2. Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке».
Май 1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);
2. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.