Получи документы

Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики

Полина Деревягина
Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Цель: сформировать у детей, воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

· Формирование у детей представлений об артикуляционных органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,

· Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата

· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

2. Освоение тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата;

3. Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.

1. Подготовительный этап:

• Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов;

• Изучение методической литературы по данной теме;

• Подбор артикуляционных упражнений;

• Изготовление картотеки артикуляционных упражнений;

• Составление перспективного плана работы (Приложение 1);

• Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильной артикуляции;

• Разработка рекомендаций по проведению артикуляционных упражнений.

2. Основной этап:

Работа с детьми

Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;

Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций;

Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке»;

Работа с родителями

Оформление папки передвижки «Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?»;

Оформление буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика»;

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

Работа с педагогами

Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».

3. Заключительный этап

- Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.

- Оформление выставки детских работ.

- Оформление буклетов для родителей.

Рекомендации по проведению упражнений

артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Приложение 1.

Перспективный план работы

Сентябрь - октябрь

1. Беседа.

Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.

2. Групповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций сказки о «Веселом язычке»;

Ноябрь - декабрь

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

Январь - апрель

1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

2. Коллективное придумывание сказки о «Веселом Язычке».

Май 1. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики (сказка о «Веселом Язычке»);

2. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей.

Список использованной литературы:

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Логопедический проект «Моя буква и звук»Логопедический проект «Моя буква и звук» Игра «Цветной рис» Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп 7 «Тюльпан», 8 «Незабудка», посещающие логопункт,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики
Опубликовано: 14 января 2025 в 01:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект по развитию артикуляционной моторики» (включая файлы) размещена пользователем Полина Деревягина (УИ 2109521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД