Галина Черникова
Логопедический проект «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Цветик – семицветик».
Цель проекта: совершенствование звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной к школе группы;
учитель – логопед возрастной группы;
воспитатели возрастной группы;
родители воспитанников подготовительной к школе группы.
Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие
Публикация «Логопедический проект „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Форма организации: групповая
Тип проекта: проект является практико-ориентированным, краткосрочным.
Срок реализации проекта: с 10 февраля по 17 февраля 2020 года.
Актуальность проекта: на завершающем этапе обучения в ДОУ, у детей с ограниченными возможностями здоровья одной из ведущих проблем является нарушенное звукопроизношение. Отмечается следующая тенденция: поставленные и исправленные звуки дети хорошо произносят на логопедических занятиях, но редко используют их в самостоятельных высказываниях вне образовательной деятельности. Проанализировав данную проблему, был выявлен ряд причин, влияющих на это: недоразвитие фонематического слуха, медленное развитие моторики речедвигательного аппарата, а также недостаточная мотивация к правильной речи. Поэтому, основной задачей краткосрочного проекта является повышение эффективности коррекции звукопроизношения, создание эмоционально-благоприятного фона, побуждение к мотивации пользования чистой речью. Вся коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей и основывается на их ведущем виде деятельности. Так как в старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, было решено строить проект с использованием игровых приемов на материале художественного произведения Валентина Катаева «Цветик – семицветик».
Задачи проекта:
- побуждать детей к активному участию в процессе исправления недостатков звукопроизношения;
- развивать речевые и творческие способности детей;
- развивать интонационную выразительность речи;
- продолжить коррекционную работу по автоматизации и дифференциации проблемных звуков в самостоятельной речи воспитанников;
- активизировать высшие психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление;
- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
Используемые методы и приёмы при реализации проекта:
Наглядный: показ, рассматривание;
Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция;
Практический: дидактическая игры и упражнения
Учебно-методический комплект:
• Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Просвещение, 2010;
• Н. В Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, 2018 г.
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.
• Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 9 компенсирующего вида.
Оборудование: электронная смарт-доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки по количеству воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
Воспитанники с ОВЗ подготовительной к школе группы правильно произносят проблемные звуки в самостоятельной спонтанной речи.
Дети знают содержание художественного произведения В. Катаева «Цветик – семицветик».
Речь дошкольников эмоционально окрашена, с нужным интонированием высказываний.
Присутствует стойкая мотивация к стремлению совершенствования речи через игровую и творческую деятельность
Учитель – логопед:
Повышение профессионального мастерства через разнообразные формы и методы коррекционной работы.
Создание благоприятного стабильно эмоционального фона для осуществления коррекционного воздействия.
Удовлетворение от проведенной коррекционно – развивающей работы.
Родители: включение родителей в детско-родительские отношения по теме проектной деятельности, проведение бесед с детьми и выполнение совместных творческих работ к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик», повышение педагогической культуры.
Предварительная работа:
Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение и обсуждение художественного произведения В. Катаева «Цветик – семицветик».
План реализации краткосрочного проекта «Цветик – семицветик»
Дата № п/п Содержание деятельности участников проекта
Воспитатель учитель - логопед дети родители
1. Чтение воспитателем детям художественного произведения В. Катаева «Цветик – семицветик».
Обсуждение прочитанного.
Подбор лексического материала по теме.
Определение подгруппы воспитанников, которые будут рассказывать стихотворения. Распределение текста между участниками. Разучивание пальчиковой гимнастики и динамической паузы. Ответы на вопросы воспитателя.
Беседа с детьми о том, что проходили на занятиях. С какой сказкой познакомились, кто ее написал. Попросить ребенка рассказать, как он запомнил эту сказку.
2. Выполнение заданий учителя – логопеда с детьми по индивидуальным карточкам. Автоматизация звука «С» у Артема П. на материале словосочетаний и предложений.
Дифференциация звуков «С – Ж», «З – Ж» у Глеба Л.
Закрепление звука «Р» у Глеба Л., Святослава В. Амита М. в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь» у Маши А., Вари при заучивании стихотворений и текста. Выполнение инструкций учителя-логопеда на логопедических занятиях. Работа по индивидуальным заданиям.
3. Выполнение заданий учителя – логопеда с детьми по индивидуальным карточкам.
Контроль за звукопроизношением. Заучивание стихотворений с детьми. Работа над четкостью, правильностью, выразительности речи воспитанников. Проведение дидактических игр: «Телеграмма», «Придумай слово», «Конец слова за тобой», «Слова поссорились» Выполнение инструкций учителя-логопеда на логопедических занятиях. Работа по индивидуальным заданиям.
4. Просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» Развитие связной речи. Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Беседа по вопросам.
- Кто главный герой сказки?
- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы догадались, что старушка была доброй феей?
- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать? (добрая, рассеянная, невнимательная). Объясните, как вы это поняли?
-Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными?
- Какие желания вам показались важными? Почему?
-Ребята, как вы думаете, можно было Жене обойтись без волшебного цветка? Например, как бы вы поступили если бы вы оказались в незнакомом месте?
-Хорошая, добрая девочка Женя, но вот её желание по поводу игрушек мне не совсем понравилось, какое-то жадное желание. Подумайте, как его можно изменить, чтобы оно стало добрым?
- Вы прослушали сказку В. Катаева. Похожа ли эта сказка на рассказ? Чем похожа? Но почему же мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории? Прослушивание сказки.
Полные ответы на вопросы учителя – логопеда.
Пересказ сказки 2 – 3 воспитанниками.
Предложить ребенку сделать иллюстрацию к сказке В. Катаева «Цветик – семицветик».
5. Выполнение заданий учителя – логопеда с детьми по индивидуальным карточкам.
Создание книги из детских работ – иллюстраций по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» Контроль за правильным звукопроизношением. Заучивание стихотворений.
Дидактические игры:
«Где спрятался звук?»
«Установи последовательность» (времена года)
Разгадывание кроссворда. Выполнение инструкций учителя-логопеда на логопедических занятиях. Работа по индивидуальным заданиям.
6. Выставка творческих работ индивидуальных и выполненных совместно со взрослым Развитие воображения, сенсо-моторных навыков, создание условий для речевой активности. Выполнение иллюстраций к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик». Помощь детям при выполнении иллюстраций к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик».
7. Итоговое мероприятие. Тематическое коррекционно – развивающее занятие.
Конспект НОД (тематическое коррекционно – развивающее занятие).
Тема: «Цветик – семицветик»
Цель: совершенствование правильного звукопроизношения в игровой ситуации.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Формировать умение решать ребусы, кроссворды.
Коррекционно – развивающие:
Автоматизация, дифференциация, закрепление исправленных звуков.
Обогащение словарного запаса.
Совершенствование памяти, мышления, внимания, воображения.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие интонационной стороны речи.
Развитие фонематического слуха.
Коррекционно – воспитательные:
Создание благоприятного эмоционального фона между участниками проекта.
Побуждать к проявлению сочувствия, эмпатии.
Поддерживание дружеских отношений между воспитанниками.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Оборудование: электронная смарт-доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, атрибут -цветок с разноцветными лепестками.
Действующие лица:
Ведущий: учитель-логопед Черникова Г. В.
Девочка Женя: Варя
Девочка Маша: Маша А.
Фея: Лионела К.
Мальчик Витя: Захар
Содержание:
Ведущий: Здравствуйте дети! Сегодня у нас будет необычное занятие.
Звучит музыка, взявшись за руки в группу, забегают две девочки.
Девочки: Здравствуйте!
Ведущая: Добрый день! А вы кто такие?
Девочка 1: Я - Женя.
Девочка 2. А я - Маша.
Девочка Женя: нас мама отправила в магазин за баранками.
Девочка Маша: мы их купили, но по дороге домой они куда-то пропали. (Начинают плакать)
Ведущий: подождите, успокойтесь.
Девочка Женя: мы их искали, искали и сами заблудились.
Девочка Маша: идем и видим красивое здание и решили сюда зайти. Куда же мы попали?
Дети: это детский сад!
Ведущий: Все верно, вы пришли к нам, в наш детский сад «Солнышко». Мы вам обязательно поможем отыскать пропавшие баранки!
Звучит музыка и в группу входит Бабушка фея.
Фея: к сожалению, у вас не получиться это сделать.
Ведущий: почему? Дети наши очень многое знают и умеют!
Фея: это похвально! Но дело в том, что эти баранки у девочек не просто пропали. Когда они шли, то смотрели по сторонам, ворон считали и не заметили, как все баранки у них съела собака.
Девочки начинают плакать.
Фея: но это не беда. Вот, что у меня есть.
Показывает волшебный цветок.
Фея: ребята, вы знаете, что это такое?
Дети: да, это волшебный цветок «Цветик – семицветик!»
Фея: верно. А что нужно сделать, чтобы он стал волшебным и смог исполнить желание?
Дети: нужно оторвать лепесток и сказать волшебные слова:
Лети, лети лепесток….
Фея: абсолютно правильно. Ну а мне пора! И будьте осторожны! До свидания, друзья!
Девочки толкаются: это мой цветок, нет мой…
Ведущий: девочки не ссорьтесь!
Девочка Женя: я первая буду загадывать желание.
Ведущий: нет, желание вы должны загадать вместе, оторвать лепесток и сказать волшебные слова.
Девочки отрывают вместе лепесток.
Девочка Женя: лети, лети лепесток
Девочка Маша: через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Девочка Женя: лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели
Девочки: вели, чтобы баранки вернулись к нам!
Звучит музыка. Человек вносит связку баранок, но не отдает девочкам.
Девочки: В чем дело, это же наши баранки!
Человек: я так просто не отдам баранки, выполните сначала мое задание.
Задание 1. (Слайды 2 – 4)
На доске появляются картинки: ромашка, баранки, рябина, курица, катер.
Вам нужно подумать и сказать, какой одинаковый звук есть в каждом слове?
Девочки: а мы не знаем.
Ведущий: ребята тебе помогут!
Дети: в каждом слове есть звук Р, но не во всех словах он одинаковый. В словах ромашка, баранки, катер мы слышим твердый звук «Р», а в словах рябина, курица мы слышим мягкий звук «Рь».
Предъявлений серий слов с разными звуками: «С», «Ш», «Л». Всего 4 серии.
Человек: Ох, какие вы молодцы! Держите свои баранки.
Девочки: Теперь и мы научились слышать одинаковые звуки в разных словах.
Ведущий: Маша, Женя, есть ли у вас еще желания?
Девочки: Да! Мы хотим, чтобы все игрушки со всего мира стали нашими.
Ведущий: подумайте, ведь их будет очень много! Ребята, что произошло, когда в известной нам сказке девочка Женя загадала такое желание?
Дети рассказывают, что было с девочкой Женей, когда она загадала это желание.
Ведущий: наши девочки знают прекрасный танец и могут вам его показать, конечно, если вы этого пожелаете.
Девочки отрывают лепесток и загадывают желание.
Танец «Кукла»
Девочки: Замечательный танец, спасибо! Как-то здесь жарко стало, так хочется охладиться. О, мы придумали новое желание! Мы хотим отправиться в путешествие на Северный полюс, к белым мишкам. Ребята, хотите с нами?
Дети: да! Хотим!
Девочки отрывают вместе лепесток.
Девочка Женя: лети, лети лепесток
Девочка Маша: через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Девочка Женя: лишь коснешься ты земли, быть по нашему вели
Девочки: мы хотим вместе со всеми детьми отправиться на северный полюс.
Ведущий: вот мы и на месте. Но что-то здесь очень холодно. Надо погреться.
Динамическая пауза.
Ведущий: вот так лучше. Посмотрите, что мы видим на экране?
Слайд 5.
Дети: мы видим на экране дверь.
Ведущий: давайте же постучим, вдруг нам ее откроют.
Слайд 6.
Ведущий: нас встречают медведи. Ой, посмотрите, что у них произошло. Они читали книгу и вдруг один из них чихнул и все буквы со страницы разлетелись. Давайте вставим их все на свои места, чтобы получились слова.
Задание 2. Слайд 7.
На экране слайд, на котором в разброс стоят буквы. Дети должны расставить их в правильной последовательности и прочитать, что у них получилось.
Дети успешно справились с этим задание.
Ведущий: посмотрите, как обрадовались медведи. И приглашают вместе с ними разгадать ребусы.
Задание 3. Слайд 8.
Ребусы.
Ведущий: грустно медведям здесь жить одним, они очень рады нашей встречи. А еще медведи очень давно не слышали, как дети рассказывают стихотворения.
Девочки: ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Олеся Т. : Только сегодня и только сейчас, мальчики расскажут стихи для вас!
Дети читают стихотворения.
Святослав В. Глеб Л. Амит М. Артем П.
В морозы,
В морозы
На белой березе
Вдруг расцвели
Две белые розы.
Одна —
Для Снегурочки роза.
Другая —
Для Деда Мороза. Мы снежную бабу
Слепили на славу.
На славу, на славу,
Себе на забаву.
На нас она черными
Смотрит глазами,
Как будто смеется
Двумя угольками.
Хотя и стоит
Наша баба с метлой,
Но пусть не покажется
Вам она злой. Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают огоньки.
Сгорят они, и скоро, скоро
В уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры
На разрисованном стекле.
Вот настали холода.
Да ведь это не беда!
Только куст озяб в саду.
Снегом кустик замету.
Пусть под снегом видит сны.
Пусть стоит так до весны.
Ведущий: девочки, я думаю, что нам пора возвращаться! Скорее загадывайте желание.
Звучит музыка, ведущий обращает внимание девочек и детей на мальчика, который сидит грустный на стуле.
Девочка Женя: здравствуй мальчик! Как тебя зовут?
Мальчик: здравствуйте! Меня зовут Витя.
Ведущий: ребята, как вы думаете, почему Витя такой грустный?
Дети высказывают свои предположения.
Девочки: мы так хотим помочь Вите, но не знаем как.
Ведущий: а мы знаем! Дети, что должны сделать девочки?
Дети: девочки должны загадать желание, чтобы Витя стал здоровым!
Девочки: Какие вы чудесные помощники! А мы ведь сами и не догадались!
Девочки отрывают лепесток и загадывают последнее желание.
Ведущий: как же все-таки замечательно, что вы зашли в наш детский сад! У меня есть для вас очень хорошая новость: мы нашли номер телефона Вашей мамы, и она уже едет за вами!
Девочки: Ура! Спасибо!
Ведущий: пока у нас еще есть время до приезда вашей мамы, я предлагаю всем вместе с решить кроссворд.
Задание 4. Слайд 9.
Кроссворд
Раздается стук в дверь и заходит мама девочек.
Ведущий: Как же хорошо, что все так закончилось! До свидания, друзья, до новых встреч!
: