Екатерина Апанасенко
Организация занятий рисованием и лепкой в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
Публикация «Организация занятий рисованием и лепкой в домашних условиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
О чем думает ребенок, когда рисует? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Подобные вопросы возникают у любящих и внимательных родителей, которые в своем ребенке видят маленькую личность, нуждающуюся в их помощи и поддержке. Нужно помнить, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и в обязанность родителей входит раскрытие этого потенциала.
Дома для ребенка создаете уютный уголок, а лучше целую комнату. Это будет так называемое, творческое пространство – пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую мотивацию деятельности, помочь, если в этом есть необходимость. Порядок там вы не всегда увидите.
Методы и средства развития творческих способностей детей
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Развитие художественно творческих способностей детей
С 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Начиная с 3-4 лет, дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. Они пытаются изобразить образ мамы, папы или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется по 0одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, руки приделаны к голове и т. д. Ближе к 4 годам ребенок начинает рисовать фигуру человека в полный рост с правильным расположением конечностей. Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется. Ребенок 5—6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности,— изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже, далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.
Особое внимание следует обратить на роль цвета в рисунках детей. Когда ребенок еще маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими эмоциями, а в последствии выбора цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. В стимулировании ребенка к рисованию, именно цвет является благодатным материалом. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей. Родители должны стимулировать детей свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зеленым, говорить о сочетании цвета с предметом, о том какой цвет лучше подобрать, прежде чем рисовать предмет.
Занимаясь с ребенком рисованием, родителям следует учитывать рекомендации психологов нашего времени. Психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые используют в начальных классах, эти методы вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, навязанные стереотипные представления не возбуждает фантазию ребенка, а наоборот подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Родители должны соблюдать основные правила, которые помогут им в общении с ребенком:
Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятие ребенка рисованием.
Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.
Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.
В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то, что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд. Но необходимо помнить, что любые возражения и критика по поводу его творческих изображений, могут вызвать у ребенка упадническое настроение и отбить охоту к рисованию.
Лучше всего стимулировать ребенка в поисках нового постоянного интереса к его рисункам. Дети нелегко принимают критику и возражения. Они, конечно, исправят ошибки, на которые вы обратите их внимание, но потом все равно будут их повторять. В занятиях с ребенком должна быть мера. Если малыш устал или то чему его пытается научить взрослые, слишком сложно для детского понимания, он просто не будет этим заниматься. Хвалите чаще своего ребенка. Дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
Современный мир выдвигает достаточно жесткие требования к нынешнему поколению. Американский психолог и врач Глен Доман. Основатель Института развития человеческого потенциала, предложил термин «раннее развитие» заменить словом «современное». Когда ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.
От вас, дорогие родители, зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.
Следует выделить основные задачи в воспитании художественно – творческих способностей детей в возрастных категориях:
3-4 года:
1. Способствовать освоению пространственных отношений между предметами, познанию свойств материалов.
2. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.
3. Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
4-5 лет:
1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности – интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество. Способствовать постепенному развертыванию системы вытекания одной цели из другой. Формировать способы работы с различными материалами и инструментами.
2. Способствовать появлению элементов сотрудничества с взрослым и сверстником.
5-6 лет:
1. Формирование предпосылки трудовой деятельности: закреплять у ребенка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
2. Привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.
3. Совершенствовать у детей обобщенные способы работы (воспроизведение образцов)
4. Готовить руку ребенка к письму и развивать мелкую моторику.