Наталья Казова
Логопедический досуг. Развлекательная викторина для детей и родителей «В гостях у королевы Азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Н. А. Казова ГБДОУ д/с №17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Взаимодействие всех участников образовательного процесса — необходимое условие эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Одним из важных направлений взаимодействия является сотрудничество с родителями детей, имеющих речевую патологию. Организация совместной досуговой деятельности детей и родителей является инновационной формой вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс. Совместные досуги способствуют активизации родителей, осознанию значимости их участия в коррекционном процессе, повышают педагогическое образование родителей, позволяют оптимизировать взаимодействие между педагогами и родителями в развитии и воспитании детей.
Публикация «Логопедический досуг, Развлекательная викторина для детей и родителей „В гостях у королевы Азбуки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2014
Цели:
1. Активизировать знания детей по коррекционному разделу программы «Обучение элементам грамоты»
2. Повышать у детей желание контролировать правильное и четкое произношение звуков, умение строить фразы и предложения. Закрепить правила чистой речи.
3. Активизировать знания детей по коррекционному разделу «Грамматический строй речи»: использование различных видов согласования, словоизменения и словообразования.
4. Развивать внимание, смекалку, умение работать по правилам и умение работать в команде.
5. Развивать предпосылки школьной деятельности.
Материалы и оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация к досугу, шапочки для капитанов с буквами З и Б, костюм для королевы Азбуки, конверт с письмом от королевы Азбуки, буквы алфавита, ковер-самолет, кукла Незнайка, магнитно-маркерная доска, музыкальный диск, мяч, подарки для детей.
(Слайд № 1)
Ход викторины:
Ведущий: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались все вместе, что бы весело провести время, поиграть, а заодно вспомнить, чему вы научились в логопедической группе. Для этого мы устроим веселое соревнование.
Ведущий распределяет детей и взрослых на две команды: «ЗВУКОзнайки» и «БУКВОзнайки». Выбираются капитаны команд, им на голову надевают шапочки с буквами: З и Б. Назначается жюри. За каждое правильно выполненное задание команда получит одно очко. Жюри подсчитает полученные очки и назовет команду-победителя, которая получит призы.
1 задание для капитанов
Сегодня мы будем много играть со звуками и буквами, которые нельзя путать, поэтому, уважаемые капитаны, напомните вашим родителям, чем звуки отличаются от букв.
Капитан команды «ЗВУКОзнайки»:
Звуки четко произносят, слушают внимательно.
Капитан команды «БУКВОзнайки»:
Буквы правильно читают, пишут их старательно.
2 задание
Ребята, находясь в логопедической группе, прежде всего вы учились правильно произносить звуки и красиво разговаривать.
«Вспомните правила чистой речи»
Ведущий поочередно предлагает членам обеих команд вспомнить правила чистой речи:
1. Говори громко, четко и выразительно.
2. Все звуки в словах проговаривай ясно и правильно.
3. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо.
4. Прежде чем начать говорить подумай, что ты хочешь сказать.
5. Произноси гласные легко и громко, а согласные легко и без нажима.
6. Строго выдерживай паузы между предложениями.
3 задание
Сейчас мы проверим, как вы соблюдаете правила чистой речи.
Ведущий приглашает выйти от каждой команды по 1 ребенку и по 1 взрослому.
«Повтори чистоговорку»
1 команда – дети:
Саша – шахтер, Миша – шофер.
2 команда – дети:
Шустрые рыбки прячут улыбки.
1 команда – взрослые:
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
2 команда – взрослые
Белые горы и серые скалы
Солнце окрасило в цвет ярко-алый.
Жюри подводит итоги трех заданий
Ведущий: Сегодня почтальон принес нам письмо от Королевы Азбуки. Я его прочитала, но плохо его поняла, так много в нем ошибок. Похоже, что королева Азбука диктовала его Незнайке. Я буду читать предложения, а вы, если нужно, исправляйте ошибки. (Поочередно участники обеих команд правильно повторяют предложения).
Ведущий читает письмо от Королевы Азбуки [/b]
Здравствуйте дорогие ребяты и взвослыя! Меня зовут Королева Азбука. Я жить в городе Звукограде. У меня есть брать букварь.
Он живет. город Букваринск. Букварь сказала мне, что вы знать все буква и уметь читать. Я – Королева Азбука этому очень рад. Я хотеть пригласить вас. гости. Высылаю. вами волшебная транспорт. Жду. Прилетай скорей.. встречи.
(Слайд № 2)
Ведущий предлагает игрокам прочитать слова - название волшебного транспорта,с недописанными Незнайкой буквами.
1 команда: «Узнайте буквы и прочитайте слово». Дети по недописанным буквам читают слово «КОВЁР».
2 команда: «Узнайте буквы и прочитайте слово». Дети по недописанным буквам читают слово «САМОЛЁТ».
Ведущий: Азбука прислала билеты, по которым можно попасть на ковер - самолет. Ведущий раздает каждому ребенку и взрослому по билету – букве.
Затем приглашает пройти на ковер-самолет тех, у кого на билетах буквы,которые обозначают:
-только твердые согласные звуки (Ш, Ж, Ц)
-только мягкие согласные звуки (Й, Щ, Ч)
-парные согласные звуки (дети находят пару и за руки заходят на ковер-самолет: п-б, в-ф, с-з, к-г, т-д)
-буквы, которые не являются звуками (Ь,Ъ)
-гласные звуки
Звучит музыкальный файл - звук взлетающего самолета[/i
Дети прилетают в гости к Королеве Азбуке.
Появляется Азбука
- Здравствуйте, ребята! Я - Азбука — к мудрости ступенька. Спасибо, что вы исправили все ошибки Незнайки (показывает на куклу Незнайку). Верно, в народе говорят: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». Оказывается с Незнайкой еще нужно много заниматься, что бы он научился правильно говорить и писать. Ребята, а вы к школе хорошо подготовились? Сейчас мы это проверим, а заодно и Незнайка многому научится. В волшебном зеркале я увидела, что вы сегодня соревнуетесь, и мне очень захотелось продолжить ваше веселое соревнование, но уже в моем городе Звукограде.
1 задание Королевы Азбуки
(Слайд № 3)
1.«По звуковой схеме определите дом, в котором живу я –Азбука и скажите, где он стоит». (В правом верхнем углу).
2.«Где дом, в котором живёт букварь, когда приезжает в гости из Букваринска». (В левом нижнем углу).
3.«Где дом, в котором живут буквы». (В правом нижнем углу).
4.«Где дом, в котором живут звуки».(В левом верхнем углу).
2 задание Королевы Азбуки
(Слайд № 4)
Азбука: «Составьте слова по первым звукам в названиях картинок. Если вы их составите правильно, слова появятся на нашем волшебном экране»: СЛОГИ; СЛОВА
3 задание Королевы Азбуки
Азбука: "Давайте поиграем в игры со слогами и со словами".
-Игра «Составь слог». Дети и взрослые обеих команд получают по одной букве и под музыку двигаются по залу. Когда музыка останавливается, «буквы» составляют слоги.
- Игра «Составь слово из слогов»
(Слайд № 5)
Командам предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикальной чертой на две половины. Необходимо к слогу, напечатанному слева, подобрать слог, напечатанный справа так, чтобы получилось слово. Команды получают бумагу и ручку, что бы записывать составленные из слогов слова. Дается время. По окончании слова прочитываются. Чья команда составит больше слов, та и выигрывает. ХА
НО
КУ СА
ХА
ША ТЫ
ЛАТ
РЫ
СОК
11 слов: хаты, халат, салат, сахар, Саша, ноты, носок, норы, ноша, кусок, куры.
РА
НИ
КА СО
МА
ША
ТОК на
МЫ
КИ
11 слов: Нина, ниша, каток, Кама, каша, сомы, соки, рана, рамы, раки, рама.
4 задание Королевы Азбуки
Азбука: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Каждая команда получает по одному очку.
А сейчас проверим, умеете ли вы составлять слова из букв. Посмотрим, чья команда быстрее соберёт своё слово и прочтёт его.
Игра «Живые буквы»
Азбука раздает детям 1 и 2 команды буквы. «Ну ка, ребята, покружитесь и в буквы быстро превратитесь. Составьте, буквы слова: книга(1 команда) и знание(2 команда)».
Азбука: Хорошие слова вы составили. Про книгу да, про знания люди пословицы придумали:
С книгой поведешься — ума наберешься.
Знание — сила.
А еще есть пословица Без терпенья нет ученья.
5 задание Королевы Азбуки
(Слайд № 6)
Задание для 1 команды:
«Поставьте буквы в нужном порядке и назовите слово».
Е Ч У Е Н Ь
3 2 1 6 4 5
УЧЕНЬЕ
Запомните это важное слово, ведь «ученье – путь к умению».
Задание для 2 команды:
«Постройте матрешек по росту и назовите слово, любимое всеми школьниками».
ПЕРЕМЕНА
Задание для родителей 1 и 2 команды:
(Слайд № 7)
«Какая команда составит больше слов»
Вертолина.
Начинаем с буквы А и поочередно читаем по часовой стрелке.
(Ответ: ар, арка, склад, клад, ад, ладья, дьяк, як, краб, раб, бар, рот, крот, рота, отара, тара, раб, раба, бар, барка, баркас).
6 задание Королевы Азбуки
Если взять большое слово,
Вынуть, буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова!
Задание для 1 команды:
бусы – (усы)
гроза - (роза)
тигры – (игры)
Задание для 2 команды:
драки – (раки)
шутка – (утка)
кролики – (ролики)
(Слайд № 8)
Задание для 1 команды:
«Прибавьте в каждое слово потерянную букву и назовите фамилию знаменитого русского поэта, который написал много сказок для детей».
А Р К
З О Р
К А Ф
А Р П
Г Р А
О Р А
(Ответ: Пушкин.)
Задание для 2 команды:
«Прибавьте в каждое слово потерянную букву и назовите имя мальчика из рассказа Льва Толстого, который очень хотел учиться в школе».
Л А Г
Р И С
И С А
Г Л А
И Л А
Е Н Ь
С Е Л
Л Ю Ч
(Ответ: Филиппок.)
7 задание Королевы Азбуки
«А сейчас для капитанов задание на внимание. Внимание необходимо детям, что бы хорошо учиться в школе!»
Игра с мячом.
1. Мама зовет дочку домой. Кто на улице?
2. Волк съел овцу. Кто слабее?
3. Охотник убил утку. Кто стрелял?
4. Витю слушал воспитатель. Кто говорил?
5. Петю ударил Ваня. Кто драчун?
6. Собаку укусила оса. Кто кусался?
8 задание Королевы Азбуки
Что бы хорошо учиться в школе требуется смекалка.
Игра «Загадки – перевертыши».
Команда, которая первая правильно называет отгадку, получает
очко.
(Слайды № 9 – 12)
Все вы любите и знаете сказки. Отгадайте название сказки в загадке – перевертыше. Например, «Бублик» - «Колобок», «Мышь босиком» - «Кот в сапогах».
Петушок рябой – Курочка ряба
Красный беретик – Красная шапочка
Девочка с ладошку – Мальчик с пальчик
Золотые рожки – Серебряное копытце
Принц на бобах - Принцесса на горошине
Курочка – серебряное крылышко – Петушок – золотой гребешок
Азбука: Друзья мои, благодарю вас за то, что вы хорошо подготовились к школе, а родителей за то, что вы готовы в случае необходимости помочь своим детям. А еще я хочу напомнить детям и взрослым пословицу: «Почитай учителя как родителя». Желаю детям хорошо учиться в школе, а родителям любить своих детей такими, какие они есть. Ребята, дарю вам на память тетради, которые научат вас правильно и красиво писать буквы и слова. А нам пора прощаться. До свидания!
Азбука уходит, а дети на ковре – самолете возвращаются в детский сад.
Ведущий хвалит детей и взрослых за то, что они хорошо выполнили задания королевы Азбуки. Просит жюри подвести итоги игры.
Жюри подводит итоги.
Называет победителей.
Всем вручает призы.
Используемая литература:
В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 год